|
В конце IX в. междоусобные войны ослабили Силла и
страна распалась на множество
независимых 645 Статуя
Будды. VI—VII
вв. Национальный
музей, Сеул. Керамические
сосуды. VII в. Музей Токсугун, Сеул. владений.
Однако разобщённость длилась недолго. Угроза внешних вторжений требовала
единства, и в X в. один из правителей Ван Гон основал централизованное государство Корё,
от которого происходит европейское название Корея. Столицу перенесли из Кёнджу
в Кэгён (ныне Кэсон). С этого времени началась новая полоса в культурной жизни
Кореи. В X—XI вв. Корё завязало контакты с Китаем, Японией и Ираном, расширило свои
пределы, наладило хозяйство. Это создало условия для развития искусства. Корейские
города, выстроенные в гористой местности, уже не следовали китайской схеме. Их
улицы не были прямыми, а ансамбли дворцов и храмов, дозорных башен и крепостных
сооружений вписывались в окружающий пейзаж, составляя с ним единое целое.
Архитектура Кореи X—XI вв. стала сложнее и живописнее, чем прежде. В красивейших местах страны,
таких, как Кымгансан — Алмазные горы — возвели несколько великолепных
ансамблей буддийских монастырей. Каменные пагоды стали стройнее и наряднее.
Крыши их ярусов изогнулись кверху подобно ветвям деревьев. Появились
восьмиугольные и шестиугольные в плане пагоды, например Вольджонса (XI—XII вв.). Обострённое
чувство природы отразилось в изделиях корейского декоративно-прикладного
искусства, особенно в керамике, в которой мастера достигли редкостного совершенства.
В скромных, неярких изделиях керамисты Кореи сумели передать волнующие образы
природы. Изысканной красотой отличаются сосуды в форме персика, тыквы, а
также скульптурные изделия, воспроизводящие облик животных. Особой славой
пользовалась керамика, изготовлявшаяся в Кэгёне в технике «санга'м». Эти
изделия были инкрустированы по сырому черепку белой и красно-коричневой глинами,
покрыты сияющей серо-голубой или серо-зелёной глазурью. В XIII в. в Корею вторглись монголы, установившие
в стране своё 646 господство
на восемьдесят лет. За время пятивекового существования Кэгён дважды был
разрушен и разграблен. В пламени пожаров погиб дворец Манвольдэ (Дворец Полной
Луны), от сказочной красоты которого сохранились лишь гранитные основания и
мраморные лестницы. Зато уцелели прочные крепостные сооружения Пхеньяна,
который тогда назывался Согён (Западная Столица). В конце XIV в. страна вновь объединилась как
государство Чосон со столицей в Хансоне (ныне Сеул) под властью династии Ли,
которая правила до начала XX в. Расцвет столичной архитектуры и создание корейской
алфавитной письменности пришлись на XV—XVI вв. Искусство Кореи в первые века правления
династии Ли развивалось под влиянием Китая. В XV—XVI вв. буддизм утратил ведущие позиции, усилилась роль
конфуцианства; стало развиваться светское зодчество. Пышно и торжественно
застраивали новую столицу. Масштаб архитектурных замыслов особенно ярко
проявился в композиции дворцовых комплексов Хонсона — Кёнбоккун (XIV в., реставрирован в XIX в.) и Чхандоккун (XV—XVII вв.). |