|
Черепаха
и змея. Роспись гробницы. Когурё. IV—VII вв. 644 водилось
изображению погребённого вельможи, восседающего под навесом в парадных
одеждах со своей супругой. По четырём сторонам света на четырёх стенах
располагались духи-охранители, представленные в стремительном движении:
черепаха, обвитая змеёй, — символ севера; белый тигр — охранитель запада;
красная птица феникс — символ юга и синий дракон — защитник востока. Такие
фигуры изображены в росписях Тэмё (Большой Гробницы) близ Пхеньяна, гробницы
Сасинчхон (Четырёх Духов-Охранителей) неподалёку от первой столицы Куннэсон. К VI в. государство Силла завладело почти всем
Корейским полуостровом. Усилились связи с Китаем, поэтому в градостроительстве
царства Силла использовались принципы китайского зодчества. Расположенная
среди гор столица Силла—Кёнджу — имела чёткий план, была окружена стенами и
пересекалась прямыми магистралями, в центре которых располагался обширный
дворцовый комплекс (символ центра Вселенной). Все дворцы и храмы Кёнджу и
других городов возводили из дерева по единому принципу: основой сооружения
служил каркас из столбов, укреплённых на облицованной камнем террасе, и опирающихся
на них балок. Здания венчали черепичные многоцветные крыши, загнутые вверх края
которых поддерживали узорчатые многоцветные кронштейны. Об облике каменных
строений свидетельствует расположенная близ Кёнджу обсерватория — Башня Звёзд
(VII в.) из мощных
гранитных блоков без какого-либо декора. С
распространением буддизма началось строительство буддийских монастырей, храмов,
пагод. Одним из самых знаменитых монастырей периода Силла был ансамбль
Пульгукса, возведённый недалеко от Кёнджу на склоне горы Тхохамсон. Этот
обширный комплекс, обнесённый стенами, включал в себя около семидесяти
гармонично согласованных с природой построек. К главному деревянному павильону
Тэунджон вели парадные ворота, высоко вознесённые на каменном цоколе.
Торжественность, лёгкость и красоту этого входа усиливали изящные мраморные
лестницы, покоящиеся на аркадах. Главный вход обрамляли две каменные пагоды —
Таботхап (Пагода Сокровищ) и Соккхатхап (Пагода Будды)—разных конфигураций,
строгих и нарядных форм. Каменные пагоды стали неотъемлемым дополнением
корейских храмов. В VII—VIII вв. появились многочисленные пещерные
храмы. Самым крупным из них в VIII в. стал Соккурам (холм с каменной пещерой), сооружённый
рядом с монастырём Пульгукса. Это был скальный монастырь, высеченный по
примеру индийских и китайских. Однако твёрдость гранита не позволила вырубить
в горе пещеру. И тогда строители возвели храм из крупных, тщательно обтёсанных
гранитных плит в склоне горы Тхохамсан, а затем засыпали его землёй, придав
ему подобие пещеры. Совершенное архитектурное решение храма говорит о зрелом
мастерстве строителей, создавших это уникальное сооружение. Главный вход
ведёт в расположенные друг за другом прямоугольный и круглый залы, символизирующие
союз Земли (квадрат) и Неба (круг), т. с. царство Вселенной. Круглый зал
перекрыт огромным полусферическим куполом, выложенным из идеально пригнанных
друг к другу круглых гранитных плит. Стены храма украшали рельефы, выполненные
на отдельных плитах. Рельефы Соккурама по праву считаются одной из вершин художественного
творчества корейских мастеров. В центре круглого зала на пьедестале в форме
лотоса возвышалась главная святыня храма — высеченная из светлого гранита статуя
Будды высотой два с половиной метра, в одухотворённых чертах которой
воплотились представления времени о красоте и гармонии. |