|
В XIV— XV вв. под воздействием учения секты Дзэн с его
особым вниманием к природе начала развиваться пейзажная живопись (первоначально
под влиянием китайских образцов). В течение
полутора веков японские художники осваивали китайскую художественную систему
(см. статью «Искусство Китая»), сделав одноцветную пейзажную живопись
достоянием национального искусства. Её наивысший расцвет связан с именем
выдающегося мастера Тоё Ода (1420—1506), больше известного под псевдонимом
Сэ'ссю. Первые свои работы он создал во время путешествия по Китаю. Позднее,
уже на родине, в «Длинном свитке пейзажей» он обрёл собственный взгляд на мир и
свой особый живописный почерк. В своих пейзажах Сэссю, пользуясь одними лишь
тончайшими оттенками чёрной туши, сумел отразить всю многоцветность мира
природы и её бесчисленных состояний: насыщенную влагой атмосферу ранней весны,
невидимый, Сэссю.
Пейзаж. 658 НЭЦКЭ Миниатюрная
скульптура — нэ'цкэ получила широкое
распространение в XVIII — первой половине XIX в. как один из видов
декоративно-прикладного искусства. Появление её связано с тем, что национальный
японский костюм — кимоно — не имеет карманов и все необходимые мелкие предметы
(трубка, кисет, коробочка для лекарств и др.) прикрепляются к поясу с помощью
брелока-противовеса. Нэцкэ поэтому обязательно имеет отверстие для шнурка, с
помощью которого к нему прикрепляется нужный предмет. Брелоки в виде палочки и
пуговицы употреблялись и раньше, но с конца XVIII столетия над созданием нэцкэ уже работали
известные мастера, ставившие свою подпись на произведениях. Нэцкэ —
искусство городского сословия, массовое и демократичное. По сюжетам нэцкэ
можно судить о духовных запросах, повседневных интересах, нравах и обычаях
горожан. Они верили в духов и демонов, которых часто изображали в миниатюрной
скульптуре. Они любили фигурки «семи богов счастья», среди которых наиболее
популярны были бог богатства Дайкоку и бог счастья Фукуроку. Постоянными
сюжетами нэцкэ были следующие: растрескавшийся баклажан со множеством семян
внутри — пожелание большого мужского потомства, две уточки — символ семейного
счастья. Огромное число нэцкэ посвящено бытовым темам и повседневной жизни
города. Это бродячие актёры и фокусники, уличные торговцы, женщины за разными
занятиями, странствующие монахи, борцы, даже голландцы в их экзотической, с
точки зрения японцев, одежде — широкополых шляпах, камзолах и брюках. Отличаясь
тематическим разнообразием, нэцкэ сохраняли свою изначальную функцию брелока,
и это предназначение диктовало мастерам компактную форму без хрупких
выступающих деталей, округлённую, приятную на ощупь. С этим связан и выбор
материала: не очень тяжёлого, прочного, состоящего из одного куска. Самыми
распространёнными материалами были разные породы дерева, слоновая кость,
керамика, лак и металл. Нэцкэ. Чайная
посуда. Начало XVII в. 659 но
ощущаемый ветер и холодный осенний дождь, неподвижную застылость зимы. |