|
XVI столетие открывает эпоху так называемого позднего Средневековья,
продолжавшегося три с половиной столетия. В это время получили
распространение настенные росписи, украшавшие дворцы правителей страны и
крупных феодалов. Одним из основоположников нового направления в живописи был
знаменитый мастер Кано Эйтоку, живший во второй половине XVI в. На одном из немногих сохранившихся его
произведений — «Кипарис» — изображён мощный ствол гигантского дерева,
протянувшийся на все восемь створок ширмы. Золотой фон подчёркивает яркость
красок, делает их более звучными. Заслугой
выдающихся художников XVII—XVIII вв. Таварая Сотацу и Огата Корина стало то, что они соединили технику
традиционной живописи на свитках с приёмами настенных росписей предшествующего
столетия. Живопись этих мастеров тяготела к литературным сюжетам прошлых
веков, передавала лирические переживания героев, но одновременно была
зрелищной, что отвечало вкусам времени. Гравюра на
дереве (ксилография), расцвет которой относится к XVIII — первой половине XIX в., стала ещё одним видом изобразительного
искусства Средневековья. Гравюру, как и жанровую живопись, назвали укиё-э («картины повседневного мира»). В создании
гравюры помимо художника, который создавал рисунок и писал своё имя на готовом
листе, участвовали резчик и печатник. Сначала гравюра была однотонной, и её
раскрашивал от руки сам художник или покупатель. Затем изобрели печать в два
цвета, а в Кано
Эйтоку. Журавль
и сосна. Фрагмент. Около 660 Тёсюсяй
Сяраку. Гравюры
из серии «Актёры театра Кабуки». 90-е гг. XVIII
в. бы добиться
точного совпадения контуров каждого цвета, получаемых с разных деревянных
досок. Все гравюры
подразделялись на две группы: театральные, на которых изображали актёров
японского классического театра Кабу'ки в различных ролях, и бытописательные,
посвящённые изображению красавиц и сцен из их жизни. Самым знаменитым мастером
театральной гравюры был Тосюсяй Сяраку, который крупным планом изображал лица
актёров, подчёркивая особенности исполнявшейся ими роли, характерные черты
человека, перевоплотившегося в персонаж пьесы: гнев, страх, жестокость,
коварство. Основной приём Тосюсяя Сяраку—гротеск, преувеличение — создавал
впечатление внутренней напряжённости и экспрессии его героев. В
бытописательной гравюре в качестве основоположников прославились такие
выдающиеся художники, как Судзуки Харунобу и Китагава Утамаро (1753— 1806).
Утамаро был создателем женских образов, воплощавших национальный идеал красоты.
В сериях его гравюр на темы из жизни женщин — «Соревнование в верности», «Часы
и дни девушки», «Избранные песни любви» и др. — как правило, нет повествования,
действия. Его героини как будто застыли на мгновение и сейчас продолжат 661 Китагава
Утамаро. Гравюра
из серии «Прекраснейшие женщины современности». 90-е гг. XVIII
в. Китагава
Утамаро. Меланхолическая
любовь. 90-е гг. XVIII в. своё
плавное грациозное движение. Но эта пауза — наиболее выразительный момент,
когда наклон головы, жест руки, силуэт фигуры передают чувство, которым они
живут. Самым известным мастером гравюры конца XVIII — первой половины XIX в. был гениальный художник Кацусика Хокусай
(1760—1849). Его искусству свойственны невиданный по широте охват всех явлений
жизни, интерес ко всем её проявлениям — от незатейливой уличной сценки до
величия природных стихий. Творчество Хокусая основывается на многовековой
живописной культуре Японии. Он изучал также картины старых китайских мастеров,
был знаком с европейской гравюрой. Хокусай исполнил более тридцати тысяч
рисунков и проиллюстрировал около пятисот книг. Будучи уже семидесятилетним
стариком, Хокусай создал одно из самых значительных произведений — серию
«Тридцать шесть видов Фудзи», позволяющую поставить его в один ряд с самыми
выдающимися художниками мирового искусства. Показывая гору Фудзи — национальный
символ Японии — из разных мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и
образ народа в их единстве. Новаторство Хокусая в самой сути его искусства, его
глубинной содержательности, связях 662 Кацусика
Хокусай. Победный ветер. Ясный день. Гравюра из серии «Тридцать шесть видов
Фудзи». 1823—1831 гг. Кацусика
Хокусай. Волна.
Гравюра из серии «Тридцать шесть видов Фудзи». 1823—1831 гг. 663 Андо
Хиросигэ. Станция
Мисима. Утренний туман. Из серии «Пятьдесят три станции Токайдо». 1833—1834 гг. Андо
Хиросигэ (1797—1858)—японский график, мастер цветной ксилографии, младший
современник Хокусая. В своих пейзажах представлял природу лиричной и одухотворённой,
используя европейские принципы перспективного изображения пространства. Андо
Хиросигэ. Станция
Ёккаити. На реке Миягава. Из серии «Пятьдесят три станции Токайдо». 1833—1834
гг. 664 Кацусика
Хокусай. Стихотворение
Мотоёси Синно. Гравюра из серии «„Стихи ста поэтов" в пересказе няни».
1834 —1840 гг. со своим
временем. Художник увидел жизнь как единый процесс во всём многообразии её
проявлений, начиная от простых чувств человека, его повседневной деятельности
и кончая окружающей природой с её стихиями и
красотой. Творчество Хокусая, вобравшее в себя многовековой опыт искусства
своего народа, — последняя вершина в художественной культуре средневековой
Японии, её замечательный итог. |