|
Высокими
художественными достоинствами в периоды Мин и Цин отличались
декоративно-прикладные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали.
Техника производства этих изделий была очень сложной и требовала от ювелиров
огромного мастерства. Наряду с перегородчатой эмалью особой славой в XV—XVIII вв. пользовались и предметы из красного лака. Из него изготовляли
мебель, коробки для сладостей, блюда и др. Виртуозной техники в конце XVIII в. достигла резьба по камню. Для стола
учёного, писателя или каллиграфа из разнообразных пород камня вырезали замечательные
по исполнению предметы письма, печати, стойки для кистей. Ткани и вышивки
периодов Мин и Цин своей красочностью и техникой исполнения как бы копировали
лаковые, фарфоровые и эмалевые изделия. Замечательные вышитые картины — кэсы'
(«резаный шёлк»)—воспроизводили пейзажи, мир цветов и растений. Бесконечное
многообразие форм и техник прикладного искусства Китая XV—XVIII вв. развило и дополнило лучшие качества средневекового
китайского искусства. Чжоу
Да. Два
орла. Конец XVII — начало XVIII
в. Собрание
Вонга, Нью-Йорк. *Чжоу Да (XVII в.) —один из живописцев, продолживших
традиции чань-буддизма — созерцательной школы китайского буддизма, которая
проповедовала стремление к уединённому образу жизни, интуитивному познанию
истины и созерцание прекрасного как путь к постижению гармонии мира. После
завоевания Китая маньчжурами Чжоу Да удалился в монастырь. 639 ИСКУССТВО ТИБЕТА Искусство
Тибета — страны в Центральной Азии, расположенной на Тибетском нагорье, —
тесно связано с буддизмом. Буддизм распространился в Тибете в VII столетии, но наибольшее влияние приобрёл с XV—XVI вв. Светским и духовным правителем страны
стал далай-лама («океан премудрости»). В Тибете в то время были возведены
многочисленные монастыри. Тибетские
монастыри — крупные архитектурные ансамбли — расположены, как правило, на
склонах гор и поднимаются уступчатыми террасами от подножия к вершине. Их
силуэты кажутся естественным продолжением горных хребтов. Монастыри включают
в себя жилища монахов, хранилище рукописей, мастерские, училище и несколько
храмов. Перед главным храмом находится мощёная площадь для религиозных представлений.
Плоские крыши храмов венчают золочёные бронзовые символы буддизма жалцаны —
высокие цилиндрические сосуды со списками молитв внутри (знак торжества буддийской
веры). Таков,
например, монастырь Сера, выстроенный в Черты
средневековой архитектуры Тибета наиболее ярко воплотились в облике
дворцового ансамбля Потала' в Лха'се — резиденции далай-ламы. Лхаса (Жилище
Бога), основанная в VII в., издавна была политическим и культурным центром Тибета. Гигантский
архитектурный комплекс, ставший символом Тибета, строили несколько столетий и
завершили в XVI—XVII вв. Огромный ансамбль, словно вырастающий из вершины скалистой горы,
представляет собой целый город, окружённый стеной. Расходясь зигзагами,
лестницы вовлекают окружающую природу в грандиозный архитектурный замысел.
Главное здание комплекса — тринадцатиэтажный дворец Побра'н Марпо' (Красный
Дворец) — увенчано пятью павильонами, сверкающими позолоченными крышами.
Интерьер с парадными залами, жилыми помещениями, гробницами далай-лам,
галереями, покрытыми росписями, оформлен с поразительным великолепием. |