|
Во время
правления императоров Минской династии в XV—XVII вв. были возведены царские погребения в
окрестностях Пекина. Большое внимание уделяли не только строительству
подземных дворцов, но и семидесятикилометровой дороге, ведущей к ним от
столицы. Путь к погребениям подводил к огромной, почти километровой Аллее
Духов, обрамлённой с двух сторон монументальными каменными статуями. Стражи
покоя усопших — парные фигуры слонов, верблюдов, коней, сановников и
воинов-охранителей, стоявших друг против друга в полных достоинства позах, —
придавали пути к захоронению особую торжественность и значительность.
Тринадцать погребальных комплексов, охватывавших площадь в сорок квадратных
километров, были расположены на значительном расстоянии друг от друга. Каждое
из них включало в себя несколько обязательных сооружений — храм предков,
монументальную крепостную башню, могильный холм с тщательно скрытым внутри
мраморным обширным дворцом, где хранились саркофаг и царские сокровища. Архитектурные
сооружения времени правления Маньчжурской династии Цин (XVIII—XIX вв.) — храмы, пагоды, дворцы и парки —
отмечены яркостью и живописностью. В XIX в. цинские правители стали строить для себя многочисленные
загородные резиденции. В архитектуре и декоративной скульптуре парков наиболее
полно воплотилось стремление к роскоши и изобилию, характерное для вкусов того
времени. Живопись в XIV—XIX вв. не утратила своей важной роли в жизни
Китая. Однако она всё более ощутимо тяготела к былым традициям. В открывшейся
вновь Академии живописи считалось, что важнее не изучать природу, а следовать
классическим образцам Танского и Сунского времени. Творческая фантазия художников
была скована жёсткими предписаниями, ограничивавшими темы и методы работы.
Вплоть до смертной казни каралось мельчайшее нарушение установленной трактовки
фигур, деревьев, общего строя 638 композиции.
Появилось множество пособий и наставлений с образцами разных стилей и почерков,
в которых пояснялось, как следует изображать вершины гор, ветви деревьев и
кустов, растения. Однако наиболее талантливые художники даже в рамках
существующих строгих правил создавали яркие и выразительные картины. Наиболее
интересные творческие направления складывались вдали от столицы, где мастера
испытывали меньшее давление официальной власти. Здесь развивалось творчество
таких выдающихся пейзажистов, как Шэнь Чжоу (1427— 1507) и Вэнь Чжэнмин (1470—
1559), чьи картины отличались сочностью красок и декоративным богатством.
Выдающимся мастером, работавшим в жанре «цветы-птицы» был Сюй Вэй (1521—1593),
следовавший традиции чаньских живописцев Сунской эпохи. В своих беглых, будто
небрежных зарисовках Сюй Вэй не стремился передать детали, а выявлял душу
природы, давая почувствовать её настроение. Самыми
известными художниками, работавшими в бытовом жанре «люди», были Тан Инь
(1470—1523) и его ученик Чоу Ин (первая половина XVI в.). Не нарушая сложившихся канонов, они
создали отвечающий духу времени тип живописных повестей, занимательных и
проникнутых тонким лиризмом. В таких произведениях, как «Поэма о покинутой
жене», где рассказано о страданиях оставленной мужем поэтессы Су Жолань, Чоу Ин
не только подробно развивает сюжетную линию, но и вводит зрителя в атмосферу
быта, показывая детали интерьера, сада, любовно вырисовывая костюмы и
прически. |