|
Деление
каждого города Древнего Египта великой африканской рекой на две части было
традиционным: культ мёртвых связывался с западом, откуда наступала
безжалостная пустыня и где бог солнца Ра спускался в подземный мир.
Трудно представить себе, как выглядел на западном берегу Фив город мёртвых.
Ныне здесь господствуют безлюдье, зной и тишина. Из величественных поминальных
ансамблей лучше всего сохранились 36 руины храма
царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри и фараона Рамсеса II (так называемый Рамессеум). В Фивах
можно убедиться, что при всех утратах и разрушениях древнеегипетские памятники
не исчезли бесследно подобно памятникам других цивилизаций. Фивы на тысячу
лет старше знаменитого в Древнем мире города Нового Вавилона, о великолепии
которого реально судить уже невозможно. Развалины фиванской архитектуры, с её
исполинскими статуями, прекрасными рельефами и росписями, и сейчас захватывают
своей необыкновенной красотой. И до сих пор с правого берега Нила каждый вечер
в течение тысячелетий можно увидеть феерическое зрелище пламенеющего красками
заката, отражаемого бурыми водами реки: бог солнца Ра уходит в царство
мёртвых. ХРАМ В ДЕЙР
ЭЛЬ-БАХРИ Величайшими
сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них —
заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.), посвящённый
богине Хатор, в Дейр эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Нила (начало XV в. до н. э.). Культ Хатор, дочери бога Ра, богини любви,
музыки и танца, глубоко почитался египтянами. Женщина-фараон
Хатшепсут была личностью незаурядной. Захватив власть у пасынка, будущего
Тутмоса III, она во время своего царствования не столько воевала, сколько сооружала
новые и восстанавливала старые храмы. С её именем связана также далёкая морская
экспедиция в страну Пунт. Прославлению царицы Хатшепсут служили её многочисленные
изваяния. Хрупкая, миниатюрная женщина с характерным очертанием узкого лица,
высоким лбом и широко расставленными, удлинёнными краской глазами всегда
изображалась в мужском облике: с Статуи фараона Аменхотепа III (Колоссы Мемнона). XV в. до н. э. Фивы. Две
гигантские статуи сидящего на троне Аменхотепа III (около 1455—1419 гг. до н. э.) — единственное, что осталось от знаменитого храма и дворца
этого выдающегося правителя. Двадцатиметровые исполины со сбитыми лицами и
мощными торсами, сложенные из крупных каменных блоков, одиноко возвышаются
среди каменистой пустынной равнины на фоне далёких холмов. Колоссы Мемнона —
так стали называть их в I в. н. э, когда одна из статуй, повреждённая землетрясением, на восходе
солнца начала издавать печальные мелодичные звуки. По представлениям древних
греков, таким способом мифический эфиопский царь Мемнон, погибший от руки героя
Ахилла, приветствовал свою мать — греческую богиню утренней зари Эос. Феномен
«поющей» статуи учёные объясняют утренними температурными колебаниями воздуха,
проникавшего в изломы скульптуры. После реставрации, проведённой по приказу
римского императора Септимия Севера в начале III в., изваяние умолкло навсегда. |