|
накладной
бородкой. Такова была традиция изображения фараонов. Хатшепсут, желая утвердить
свою власть над подданными, не привыкшими видеть женщину на троне, 37 Храм
царицы Хатшепсут. Начало XV в. до н. э. Дейр эль-Бахри. Скульптурная
голова царицы Хатшепсут. Начало XV в. до н. э. Египетский музей,
Каир. следовала
давно сложившимся правилам. После кончины царицы Тутмос III уничтожил статуи Хатшепсут, её имя в надписях было
сбито. Храм в Дейр
эль-Бахри — выдающийся памятник древнеегипетского зодчества — построил
архитектор Сенмут, царский фаворит, наделённый огромной государственной властью.
Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые
не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в
неповторимое целое. Храм расположен на трёх террасах, соединённых пандусами
(наклонными площадками) и обрамлённых столбами и колоннами. Чтобы посетить
храм, нужно было пройти по аллее сфинксов, тянувшейся от берега Нила, и
подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Строгий облик храма
разнообразили статуи царицы Хатшепсут в облике Осириса; колонны, на капителях
(верхних частях) которых была высечена голова богини Хатор; росписи и
раскрашенные рельефы (на многих из которых изображалось путешествие в далёкую
страну Пунт). На просторных террасах располагались водоёмы, росли деревья. ХРАМЫ ЛУКСОРА И
КАРНАКА Наиболее
совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы
Ипет Рес и Ипет Сут, посвященные богу Амону-Ра. Сегодня они известны как храмы
в Луксоре и Карнаке. Храмы, принадлежащие к величайшим созданиям
древнеегипетского зодчества, строились начиная с XVI в. до и. э. в течение многих столетий. Они занимали
большую площадь и отличались подчёркнутой монументальностью. Пилоны обрамляли входы в храмы. Расположенный вдоль берега
Нила храм в Луксоре почти целиком воздвигнут архитектором Аменхотепом Младшим
в XVI в. до н. э. и завершён уже в XV в. до н. э. Великолепны дворы Луксора, окружённые
могучими золотистыми колоннами в виде папируса. В древности
Ипет Рес и Ипет Сут были соединены
трёхкилометровой аллеей сфинксов, по которой проходили торжественные
религиозные процессии. Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из сорока
каменных сфинксов — совершенно одинаковых, с телом льва и головой барана
(священного животного бога Антона), расположенных на равном расстоянии друг
от друга. Аллея сфинксов подходила к первому входу, который был сравнительно
невелик и узок. На высоких деревянных мачтах, прикреплённых к пилонам,
развевались флаги. Вход вёл в открытый двор, окружённый стенами, колоннами и
статуями. Через узкий второй вход попадали в гипостильный
зал. Гипостильный
(от греч. «хипостилос» — «поддерживаемый колоннами») зал Карнакского
ансамбля (XVI—XII вв. до н. э.), в котором более ста тридцати колонн образуют шестнадцать
рядов, принадлежит к *Пилоны —
каменные сооружения в форме
усечённой пирамиды. |