|
Поклонение
богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью). Рельеф из Амарны. XIV в. до н. э. Египетский музей,
Каир. Статуя
фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) из Карнака. XIV в. до н. э. Египетский
музей, Каир. 43 Семья
Эхнатона. Рельеф из Амарны. XIV в. до н. э. Государственные
музеи, Берлин. Две
принцессы, дочери Эхнатона и Нефертити. Фрагмент росписи дворца в Амарне. XIV в. до н. э. Музей
Ашмолеан, Оксфорд. сопровождают
Эхнатона повсюду: они присутствуют при вознесении фараоном молитвы Атону, на
приёме послов, при раздаче наград из «окна явлений», при парадных выездах на
колесницах, за трапезой и отдыхают вместе с ним. Фараон предстаёт здесь как
любящий муж и отец. Царская семья изображена и в момент горя: она оплакивает
умершую старшую царевну Макетатон. Жест отчаяния и поддержки — царь касается
руки жены — в традиции древнеегипетского искусства уникален. Из росписи
парадного зала дворца в Ахетатоне лучше всего сохранился фрагмент с двумя
обнажёнными маленькими царевнами, сидящими на полу на узорчатых подушках. Одна
из девочек ласково касается рукой подбородка другой, та обнимает её за плечи.
Их нежные, написанные в тёплых розово-золотистых тонах лица с огромными
миндалевидными глазами трогательны в своей наивной беззащитности. Среди
мастерских Ахетатона наиболее известна мастерская начальника скульпторов
Тутмеса — по-видимому, создателя портретных изображений царя и царицы. При
разрушении Ахетатона многие произведения погибли или сильно пострадали.
Ворвавшиеся в мастерскую Тутмеса люди разбили один из стоявших на полке бюстов
Эхнатона. От сотрясения упал и бюст Нефертити, но, к счастью, сохранился. Этот
бюст, сделанный из известняка, раскрашенный, обвитый золотой лентой, даёт
представление о совершенной красоте царицы: гармоничности её точёных строгих
черт, безупречном овале лица, стройной шее, горделивой и свободной посадке
головы. На шее у Нефертити ожерелье, на голове высокий царский убор синего
цвета. Незавершённое
изображение Нефертити из мастерской Тутмеса — небольшая голова, изготовленная
из золотистого песчаника, — полно обаяния женственности. Поразительно мягкие
линии щёк, висков, шеи, трепетных губ передают нежность юного лица, словно
тронуто- 44 Голова
царицы Нефертити из Амарны. XIV в. до н. э. Египетский музей,
Каир. Голова
царицы Нефертити
из Амарны. XIV в. до н. э. Государственные
музеи, Берлин. го лёгким
загаром. Прошли годы, и ещё одна небольшая статуэтка из известняка являет нам
постаревшую Нефертити — на её по-прежнему прекрасном благородном лице печать
затаённой грусти. Правление Эхнатона. которое длилось всего около
семнадцати лет, в масштабах тысячелетней древнеегипетской истории подобно
мгновению, яркой вспышке. После смерти фараона-реформатора был восстановлен
культ Амона-Ра. Один из преемников Эхнатона — Тутанхамон — вновь сделал Фивы
столицей. Тем не менее искусство амарнского периода не
утратило своего влияния на последующее развитие египетской культуры. Прежде всего это сказалось в произведениях середины XIV в. до н. э. — сокровищах, которые были найдены в |