|
Восстановление
военной мощи Египта, новый приток в страну богатств и рабов в правление
фараонов XIX династии — Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III — позволили возобновить грандиозное строительство, прежде всего в Фивах.
Новые властелины Египта стремились превзойти своих предшественников, затмить
их. Искусство того периода приобрело торжественность, памятники архитектуры
отличались колоссальными масштабами, обилием колонн и статуй, необычайным
богатством и пышностью убранства. 45 ГРОБНИЦА ТУТАНХАМОНА Среди
открытий XX в. подлинной сенсацией стала находка в Давно
исследованная, суровая, палимая солнцем Долина царей как будто не оставляла
никаких надежд на новое открытие. Только небольшой участок земли у подножия
ранее открытой гробницы Рамсеса VI был нетронут. Именно здесь экспедиция Картера обнаружила те знаменитые
двенадцать ступеней, которые вели вниз, к замурованной двери с печатью
Тутанхамона. В гробнице побывали грабители, но по неизвестной причине унесли
лишь немногое. Когда археологи подошли ко второй запечатанной двери, для них
наступил самый волнующий момент — и ожидания не обманули учёных. Они увидели богато украшенные ложа и складные походные кровати, стулья,
кресла, табуретки, игральные столики, двухколёсные позолоченные инкрустированные
колесницы, модели судов, сундуки, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и
вазы, большие и маленькие статуи, изображения животных. Среди них находилась и статуэтка бога
Анубиса в виде шакала, лежащего на ларце, которая была выполнена из чёрного
дерева, инкрустированного золотом, серебром, алебастром и обсидианом. Почти всё
помещение погребальной камеры, расположенной справа за третьей запечатанной
дверью, занимал огромный обитый листовым золотом ящик с большой двустворчатой
крышкой. В нём один в другом находилось несколько саркофагов. В последнем, из чистого золота, весом более ста десяти килограммов,
находилась мумия Тутанхамона со знаменитой золотой маской на лице.
Мумия была буквально с головы до ног осыпана драгоценностями — от простых
золотых бляшек до прекрасных изделий ювелирного искусства. Исследователи мумии
установили её портретное сходство с золотой маской фараона. Погребение
Тутанхамона не принадлежало к числу самых роскошных, но его неоспоримое
богатство, сохранность, изысканная красота находок до сих пор производят ошеломляющее
впечатление. Тутанхамон
(около 1400—1392 гг. до н. э.) и его жена Анхесенамон, младшая дочь фараона
Эхнатона и царицы Нефертити, выросли при царском дворе в Ахетатоне (ныне
Амарна). Хотя после смерти Эхнатона царской чете пришлось вернуться в Фивы,
изменить имена (Тутанхамон стал именоваться Тутанхатоном), возродить старые
культы, в придворном искусстве сохранились традиции Ахетатона. Прекрасны
изображения молодого царя в скульптуре, в росписях на драгоценных ларцах, в
золотых статуэтках на священной ладье и на спине чёрного леопарда. Царь и
царица, которым, возможно, чуть больше четырнадцати лет, часто изображены вместе. Они связаны, как Эхнатон и Нефертити,
чувством взаимной нежности. Прелестная Анхесенамон
угадывается в статуэтках четырёх богинь, охраняющих ковчег с канопами (алебастровыми
сосудами для хранения внутренностей) фараона. Один из шедевров парадной мебели
— изготовленный из дерева трон Тутанхамона. Спинку трона украшают гибкие
фигуры царственной четы, выгравированные на золотом листе, со вставками из
самоцветов, серебра, фаянса и цветного стекла. |