|
Особую
известность абидосскому храму принесли замечательные рельефы, покрывающие стены
и колонны храма, и врезанный в стену одной из галерей так называемый
«Абидосский царский список» — перечень фараонов Египта. Выполненные
фиванскими мастерами рельефы, украшавшие постройки Сети I в Абидосе и Карнаке, отличаются красотой гибких плавных
линий, тончайшей отделкой деталей. Посвящённые традиционным сюжетам, они
имели уже не отвлечённый,
символический характер, а запечатлевали конкретные события. На одном из
рельефов храма в Карнаке Сети I готов подняться на боевую колесницу, но внезапно остановился и, повернув
голову, смотрит назад. Рельеф в храме Абидоса изображает охоту Сети I с одним из его сыновей на диких быков: фараон энергичным
и вместе с тем изящным жестом собирается накинуть на быка аркан, царевич просто
удерживает животное за хвост. Но в большинстве рельефов времён Сети I преобладали традиционные религиозные сцены, исполненные
с большим мастерством. В долгое
правление самого выдающегося представителя династии Рамсеса II (1317—1251 гг. до н. э.) резиденцией фараона и двора
стал город в дельте Нила, названный Пер Рамсес
Мериамон (Дом Рамсеса, любимый Амоном). Однако Фивы, где чрезвычайно возросла
власть жречества, оставались официальной столицей и по-прежнему основным
центром культуры. Культ Рамсеса II, почитание его обожествлённых изображений достигли
предела возможного: наступило время самых пышных славословий в честь фараона,
новой династии, богов и даже в честь царской колесницы. Заупокойный
храм Рамсеса II в Фивах, известный как Рамессеум (его египетское название звучало длинно
и витиевато), намного превосходил размерами храм его отца в Абидосе.
Особенностью Рамессеума, дошедшего до нашего времени в разрушенном виде, было
соединение в одном комплексе храма, дворца, жилых помещений, складов, конюшен.
Фасад украшали колонны и огромные статуи Рамсеса II в облике Осириса. Традиция
дворцово-храмовой архитектуры была продолжена в фиванском ансамбле Рамсеса III близ современного арабского селения Мединет-Абу, который
сохранился намного лучше. Окружённый двумя рядами зубчатых стен, храм напоминал
крепость с входными воротами, по сторонам которых стояли сложенные
из кирпича и облицованные Фараон
Сети I на колеснице. Рельеф в храме в
Карнаке. XIV в. до н. э. 48 Храм
Рамсеса II в Фивах (Рамессеум). XIII в. до н. э. камнем
башни, увенчанные зубцами. Прорытый от Нила к храму канал заканчивался
четырёхугольным водоёмом с пристанью. Однако
самым гигантским и впечатляющим памятником той эпохи, ставшим для современного
Египта символом национальной гордости, по праву считаются два связанных друг с
другом храма в Абу-Симбеле в Нубии, целиком вырубленные в скале на левом берегу
Нила в период правления Рамсеса II. АБУ-СИМБЕЛ Фасад Большого храма в Абу-Симбеле (XIII в.), посвящённого Амону-Ра, украшают высеченные из той
же скалы четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II, сидящего на троне в традиционной
застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи стоят фигуры царицы Нефертари — они
кажутся совсем небольшими, но на самом деле достигают высоты человеческого
роста. Всё архитектурно-пластическое построение ансамбля подчинено идее
власти и силы. Малый |