![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
|
РИСУНКИ НА ОБЛОМКАХ Малоизвестную
область искусства древних египтян составляют дошедшие до нашего времени со
второй половины Нового царства многочисленные рисунки на обломках известняка,
обнаруженные при раскопках Дейр эль-Медины в Фивах. На месте этой старой
арабской деревни когда-то жили и работали над созданием царских гробниц
фиванские мастера; их жилища образовывали целый посёлок. Раскопки,
произведённые на этом месте, открыли богатый археологический материал: от
орудий труда до текстов египетской литературы и росписей. Однако
самое интересное — рисунки на обломках известняка: они выходят за пределы
каких-либо канонов, это непосредственные беглые зарисовки увиденного и как бы
наброски будущих работ. Рисунки настолько смелы, просты и естественны,
что подчас трудно представить себе, что их создатели жили несколько тысячелетий
назад. Это зарисовки голов, рук, профилей; поз и движений животных (например,
дрессированных обезьян); музыкантов и акробатов; обнажённой девушки, сидящей на
корточках и раздувающей огонь в печи или плывущей в зарослях и ловящей руками
рыбу. Наброски иногда наивны, даже беспомощны, вероятно
это учебные работы, но большинство исполнено профессионально и уверенно. Среди рисунков
есть группа комических изображений; схожие с ними мотивы встречаются на
рельефах и папирусах, в росписях на керамике. Здесь вместо
людей действуют звери, причём в композициях, повторяющих в той или иной мере
официальные каноны: кот преподносит гуся торжественно восседающей на троне
крысе; лев и газель играют в шахматы; мышиный царь, подобно фараону, стоит на
колеснице, запряжённой парой собак, и устремляется на штурм кошачьей крепости;
осёл, лев, крокодил и обезьяна играют на музыкальных инструментах.
Возможно, эти рисунки приближались к карикатурам или воспроизводили эпизоды
ритуальных представлений, которые жрецы разыгрывали в масках священных
животных. Акробатка. Набросок женской фигуры. Рисунки на обломках известняка. 49 Храм
Рамсеса II в Абу-Симбеле. Первая половина XIII в. до н. э. храм, более
простой и меньшего масштаба, украшен на фасаде стоящими в глубоких скальных
нишах статуями Рамсеса II и царицы Нефертари в облике богини Хатор, которой храм посвящался. Расположенный
у воды храмовый ансамбль Абу-Симбела встречал восходящее солнце. Ряды сидящих
павианов с молитвенно воздетыми передними лапами -- торжественный
и наивно-поэтический мотив в скульптуре Египта — приветствовали бога солнца
Ра. Их небольшие статуи размещались на крыше храма. Храм стоял так, что
обращённые на восток каменные колоссы окрашивались красками утренней зари. ЕГИПЕТСКИЙ МУЗЕЙ Египетский
музей был основан в |
![]() |
![]() |
|