![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
|
Переполненный
— и в залах, и в запасниках — памятниками искусства, обычно массивными и
тяжеловесными, музей выглядит старомодным. Он и на самом деле не отвечает
современным требованиям, предъявляемым к составлению экспозиции. Египетский музей, Каир. В начале
следующего тысячелетия предполагается построить новый музей в районе пирамид
в Гизе. Однако старый Египетский музей, который действует почти сто лет, —
авторитетный центр мировой египтологии, в котором работали крупнейшие учёные XIX—XX вв. Музей
производит сильнейшее впечатление: посетитель видит здесь прославленные, порой
известные ему со школьных лет произведения древнеегипетского искусства. В первом
этаже располагаются знаменитые памятники Древнего царства: плита фараона
Нармера, статуи фараона Хефрена, вельможи Каапера, супружеской четы — царевича
Рахотепа и царевны Нофрет. Здесь же находятся деревянный рельеф с изображением
зодчего Хесира, рельефы и росписи из гробниц Саккары, статуэтки, сосуды. Из
памятников искусства Среднего царства представлены статуи фараонов Мемтухотепа
I и Аменемхета III, сфинкс царицы Хатшепсут, мелкая
скульптура, керамические и ювелирные изделия. Среди произведений искусства
амарнского периода поражают колоссальная статуя Эхнатона из храма в Карнаке;
прекрасная голова его супруги царицы Нефертити, выполненная из песчаника
(скульптура менее известная, чем другие изображения царицы); замечательные
рельефы из Ахетатона. На втором
этаже восемь залов экспозиции отведены под сокровища из гробницы Тутанхамона,
уникальные по количеству и художественной ценности. Рядом находится зал мумий,
который с 50 Малый
скальный храм в Абу-Симбеле (храм царицы Нефертари). Первая половина XIII в. до н. э. Два раза в
год, 22 февраля и 21 октября (по другой версии, один раз в год — в день
рождения фараона), можно было наблюдать, как первый луч солнца проникал через
входной портал в проход длиной шестьдесят пять метров, ведущий к святилищу, и
последовательно освещал статуи Амона-Ра и фараона Рамсеса II. Строительство
Асуанской плотины в 60-х гг. XX в., которое грозило памятнику затоплением, вызвало
огромную тревогу во всём мире. В соответствии с утверждённым
ЮНЕСКО (Организацией Объединённых Наций по вопросам науки, образования и
культуры) проектом спасения знаменитого ансамбля скальные храмы, разобранные
на блоки, были перенесены на безопасную высоту. Поздний
период в истории Древнего Египта — пора тяжёлых войн и иноземных вторжений.
Свой последний расцвет искусство Египта
пережило при фараонах Саисской династии в VII столетии до н. э. Однако в
целом произведения архитектуры, скульптуры и живописи этого периода
свидетельствуют о том, что творческие силы древнейшей в мире цивилизации
постепенно себя исчерпали. В Огромная
роль Древнего Египта в истории мировой культуры неоспорима. Немецкий писатель
Томас Манн сказал, что Древний Египет — «это до одухотворённости, до
призрачности далёкое прошлое». Однако древнеегипетское искусство дарит и
совершенно другое ощущение: словно сглаживается колоссальный разрыв веков,
прошлое как бы приближается к современному человеку, кажется, что древние
предвосхитили и знали многое из того, что люди, утратив в течение веков,
стремились открыть вновь. |
![]() |
![]() |
|