|
СКУЛЬПТУРА
В ХРАМАХ И ПОГРЕБЕНИЯХ В искусстве
Древнего царства огромную роль играла скульптура. Египетские статуи
исполнялись согласно канону (греч. «норма», «правило») —
строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они
представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на
троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами.
Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших
и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с
ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее
прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях. Образы,
созданные в придворных мастерских Мемфиса, обращены, как и всё
древнеегипетское искусство, к вечности, поэтому из них изгонялось всё
случайное, суетное, второстепенное. Все
скульптуры 29 объединял
художественный канон: спокойствие, симметрия и равновесие величественных и застывших
поз, однообразие жестов, бесстрастность лиц. В то же время они удивительно
жизненны. Каждый портрет эпохи Древнего царства уникален. В портретных
изображениях фараонов скульпторы воплотили стремление к значительному,
совершенному. Существовало несколько видов канонического изображения
фараона: идущего — с вытянутой вперёд ногой; спокойно сидящего на троне — его
руки лежат на коленях; усопшего — в облике бога Осириса со скрещенными на
груди руками, которые держат символы власти — жезл и плеть. Атрибутами фараона
были также клафт —
полосатый платок с концами, спускающимися на плечи; немее — головная
повязка; короны —- белая, в форме кегли (символ
Верхнего Египта), и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом
сзади (символ Нижнего Египта). Иногда одна корона возлагалась поверх другой. На
повязке в середине лба укреплялся урей — изображение священной кобры, хранительницы царской власти
на земле и небе. Непарадный головной убор, хепреш, имел
вид синего шлема. В облике властелина портретное сходство должно было
обязательно сочетаться с торжественной монументальностью и величием. Примером
тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э.), охраняемого богом-соколом Гором (в
заупокойном храме в Гизе). Деревянная
статуя вельможи Каапера (середина III тысячелетия до н. э.) — дородного степенного пожилого египтянина с
посохом в руке — так поразила нашедших её при раскопках рабочих сходством с их
сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название. Как живой,
сидит с поджатыми
ногами писец Каи (середина III тысячелетия до н. э.), на
коленях он держит развёрнутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне
напряжённый, он словно ловит каждое слово своего властелина. В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая
половина III тысячелетия до н. э.), восседающих на тронах, передано
состояние наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни.
По традиции статуя Рахотепа окрашена в красновато-коричневый цвет, а статуя
Нофрет — в светло-жёлтый. Царевна изображена в белой облегающей одежде и в
коротком чёрном парике, на шее у неё разноцветное ожерелье. У молодой женщины
плотная фигура, её округлое, несколько тяжеловатое лицо, выразительные глаза
подкупают непосредственной жизненностью. |