Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Статуи фараона Микерина, богини Хатор и богини — покровительницы нома (области)

из заупокойного храма в Гизе. XXVII в. до н. э. Египетский музей, Каир.

Статуя фараона Хефрена

из заупокойного храма

в Гизе. XXVII в. до н. э.

Египетский музей, Каир.

30

 

 

 

Статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет из гробницы в Медуме. Первая половина III тысячелетия до н. э. Египетский музей, Каир.

Статуя вельможи Каапера (Сельский староста) из гробницы Каапера в Саккаре. Середина III тысячелетия до и. э. Египетский музей, Каир.

Статуя писца Каи из гробницы в Саккаре. Середина III тысячелетия до н. э. Лувр, Париж.

31

 

 

 

КЛАДБИЩЕ СВЯЩЕННЫХ БЫКОВ

В Древнем Египте мумифицировали и хоронили в гробницах не только людей, но и священных животных. Среди них одни были помельче — мангусты (которых египтяне называли «фараоновыми крысами»), кошки, павианы, ибисы; другие гораздо крупнее — кро­кодилы и быки. Особенно почитался бог плодородия в облике бы­ка Аписа. Его изображали на рельефах и саркофагах, между ро­гов у него помешали солнечный диск.

Стать Аписом мог бык, обладавший множеством известных жрецам примет: масти (всегда чёрной), особой формы рогов и др. Смерть священного быка и избрание нового всенародно отмечали торжественными церемониями. Быков мумифициро­вали, клали в саркофаги, которые помешали в Серапеум — пе­щерный комплекс в Саккаре, который с течением времени по­глотили пески.

Кладбище священных быков в Саккаре открыл в 1857 г. фран­цузский археолог-самоучка Огюст Фердинан Марие'т (1821 — 1881). Посетителя Саккары кладбище Аписов словно возвраща­ет в далёкое прошлое: тонут во мраке длинные коридоры, по сторонам которых метра на два ниже их уровня расположены квадратные ниши; в центре каждой — колоссальный, «нечело­веческий» по размерам массивный саркофаг из чёрного, серо­го или розового гранита. Крышки с иероглифами и изображе­ниями достигают веса в несколько десятков тонн. Путём тщательного изучения остатков надписей, датированных по го­дам правления фараонов, Мариет сумел восстановить историю Серапеума, включающего в себя шестьдесят пять гробниц, относящихся к XVIV столетиям до н. э.

рельеф из гробницы Мерерука в Саккаре. XXVIII в. до н. э. Египетский музей, Каир.

Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVIII в. до н. э.), построивший великую пирамиду Хеопса, — туч­ный мужчина с оплывшим телом и властным, холодным, надменным выражением лица. Его облик отме­чен несомненной интеллектуаль­ной незаурядностью.

При выполнении рельефов (скульптурных изображений на пло­скости) и настенных росписей ис­пользовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в про­филь, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища — в трёхчетвертном развороте. Скульпторы пытались та­ким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. В созда­нии рельефов участвовало несколь­ко мастеров. Сначала опытный ху­дожник намечал общую композицию на стене, которую завершали в дета­лях его помощники. Затем резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изо­бражении главную роль играла ли­ния, а не цвет. На одном из рельефов представлен зодчий Хесира (XXVIII в. до н. э.). Стройная мускулистая фигу­ра с широким разворотом плеч, гор­дый орлиный профиль говорят о его внутренней силе.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz