![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
|
Статуи
фараона Микерина, богини Хатор и богини — покровительницы нома (области) из
заупокойного храма в Гизе. XXVII в. до н. э. Египетский музей,
Каир. Статуя
фараона Хефрена из
заупокойного храма в
Гизе. XXVII в. до н. э. Египетский
музей, Каир. 30 Статуи
царевича Рахотепа и его супруги Нофрет из гробницы в Медуме. Первая половина III тысячелетия до
н. э. Египетский музей, Каир. Статуя
вельможи Каапера (Сельский староста) из гробницы Каапера в Саккаре. Середина III
тысячелетия до и. э. Египетский музей, Каир. Статуя
писца Каи из гробницы в Саккаре. Середина III тысячелетия до
н. э. Лувр, Париж. 31 КЛАДБИЩЕ СВЯЩЕННЫХ БЫКОВ В Древнем
Египте мумифицировали и хоронили в гробницах не только людей, но и священных
животных. Среди них одни были помельче — мангусты
(которых египтяне называли «фараоновыми крысами»), кошки, павианы, ибисы;
другие гораздо крупнее — крокодилы и быки. Особенно почитался бог плодородия в
облике быка Аписа. Его изображали на рельефах и саркофагах, между рогов у
него помешали солнечный диск. Стать
Аписом мог бык, обладавший множеством известных жрецам примет: масти (всегда
чёрной), особой формы рогов и др. Смерть священного быка и избрание нового
всенародно отмечали торжественными церемониями. Быков мумифицировали, клали в
саркофаги, которые помешали в Серапеум — пещерный комплекс в Саккаре, который
с течением времени поглотили пески. Кладбище
священных быков в Саккаре открыл в рельеф
из гробницы Мерерука в Саккаре. XXVIII в. до н. э. Египетский музей,
Каир. Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVIII в. до н. э.), построивший великую пирамиду Хеопса, — тучный
мужчина с оплывшим телом и властным, холодным, надменным выражением лица. Его облик отмечен несомненной
интеллектуальной незаурядностью. При
выполнении рельефов (скульптурных изображений на плоскости) и настенных
росписей использовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры: её
ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть
туловища — в трёхчетвертном развороте. Скульпторы пытались таким образом
показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора.
В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Сначала опытный художник
намечал общую композицию на стене, которую завершали в деталях его помощники.
Затем резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали
плотными густыми красками. В изображении главную роль играла линия, а не
цвет. На одном из рельефов представлен зодчий Хесира (XXVIII в. до н. э.). Стройная мускулистая фигура с широким
разворотом плеч, гордый орлиный профиль говорят о его внутренней силе. |
![]() |
![]() |
|