|
Наряду с
плоским, почти не выступающим над поверхностью стены рельефом возник, а позже
широко распространился так называемый углублённый рельеф: врезанное изображение
заполнялось краской, и появлялся цветной силуэт. Рельефы
развёртывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд.
Фигуры располагались вереницами -в схожих позах, с
одинаковыми жестами; на светлом фоне чётко выделялись кирпично-красные тела
мужчин и жёлтые — женщин. Изображались сельские работы, труд ремесленников,
охота, рыбная ловля, процессии носителей даров, погребальные шествия,
загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены. 32 «Владелец»
гробницы как бы наблюдал за всем происходящим. Фараон,
вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с
их окружением. В рельефе гробницы Мерерука (XXVIII в. до н. э.) огромная фигура
вельможи расположена, согласно традиции, близ входа в гробницу; у его ноги
стоит изящная Херватетхет, которая едва достигает колена супруга. Сильные мира
сего выглядят торжественно и величественно даже в сценах, полных опасности и
азарта, как, например, в сцене охоты на гиппопотама (гробница Ти, XXVIII в. до и. э.). Окружающий
человека мир живых существ и предметов передан достоверно и узнаваемо: разнообразные
звери, птицы, рыбы, орудия труда и музыкальные инструменты, одежда, украшения.
В символических атрибутах фараона и богов угадываются их реальные прообразы:
в урее (эмблеме власти) — вставшая на хвост египетская кобра, в скарабее
(солнечном талисмане) -африканский навозный жук. Эти
образы навеяны самой природой. ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА В последние
века III тысячелетия до н. э. мощное централизованное
государство, ослабленное войнами и грандиозным строительством, распалось. В
эпоху Среднего царства (XXI—XVIII вв. до н. э.) политический
центр страны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца
Амон, позднее отождествлённый с древним богом Ра. В этот
период возросла самостоятельность отдельных областей (номов) и их правителей
(номархов), что привело к расцвету местных художественных школ. Присвоив
себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти
полной независимости, номархи строили свои усыпальницы в собственных
владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды стали гораздо
меньше, неприметнее. Возводимые из кирпича с прокладкой из щебня и песка между
стенами, они быстро разрушались. Вырубленные
в скалах гробницы номархов, сохранившиеся около современного селения Бени-Гасан,
постепенно превратились в сокровищницы произведений искусства. Росписи
преобладают здесь над рельефами; это объясняется тем, что для исполнения последних не годился мягкий скальный известняк. Сбор
плодов. Роспись из гробницы номарха Хнумхотепа в Бени-Гасане. XX в. до н. э. К наиболее известным произведениям этого времени относятся изображения
сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях (гробница |