|
33 Удод.
Роспись из гробницы номарха Хнумхотепа в Бени-Гасане. XX в. до н. э. номарха
Хнумхотепа, конец XX в. до н. э). Рыбу ловят острогой, на птиц охотятся с бумерангом и сетью.
Дикая кошка прячется на прогнувшемся под её тяжестью стебле цветущего
папируса, нарядная стая ярких птиц укрывается в ажурной листве акации, среди
них красавец удод, оранжевый, с чёрно-белыми крыльями. В гробницах
обнаружено множество деревянных статуэток, составляющих иногда целые группы,
— слуг, пахарей, прачек, пастухов, воинов, лодочников. Похожие на детские
игрушки, они наивны и привлекательны. С середины эпохи
Среднего царства в храмах начали воздвигать статуи фараонов, предназначенные
для всеобщего обозрения. Это потребовало большего внимания к воссозданию характерных портрет- ЗАГАДОЧНЫЙ ЛАБИРИНТ В Фаюмском
оазисе фараон Аменемхет III воздвиг колоссальное (площадью семьдесят две тысячи квадратных метров),
окружённое колоннадой здание с множеством помещений — залов, молелен,
коридоров, кладовых. Греки и римляне называли его Лабиринтом (от Лабира — так
греки произносили тронное имя фараона Аменемхета). На протяжении веков у многих
народов мира это слово стало обозначать обширное здание со
множеством сложных ходов, настолько запутанных, что в них легко заблудиться. Исполинское
сооружение производило ошеломляющее впечатление, о чем рассказывали историки
Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский. Наружные помещения, «превосходящие дела
рук человеческих», как вспоминал Геродот, «мы видели сами, ходили по палатам»,
тогда как о подземных могли судить только по рассказам сторожей: туда
посетителей не пускали, так как там помешались «гробницы царей, соорудивших
Лабиринт, и гробницы священных крокодилов». Страбон,
посетивший Лабиринт пять веков спустя после Геродота, отмечал, что здание
имеет чрезвычайно сложную планировку и выйти из него невозможно без помощи
проводника. В Лабиринте якобы собирались все жрецы и жрицы Египта для решения
важных дел. Диодора Сицилийского Лабиринт восхитил не столько объёмом
проделанных работ, сколько «неподражаемым искусством» их выполнения. Назначение
этой прославленной с древних времён постройки тем не
менее точно не установлено. Исследователи склонны считать её заупокойным храмом
Аменемхета III, так как к Лабиринту примыкала почти исчезнувшая кирпичная пирамида
фараона и изображавшие его статуи (XIX столетие до н. э.). Статуя
фараона Аменемхета III. XIX в. до н. э. Государственный музей
изобразительных искусств, Москва. 34 ных черт, в
том числе и возрастных изменений. На изображениях Сенусерта III и Аменемхета III (XIX в. до н. э.) резкие крупные
черты лица, складки на щеках придают им суровое, почти скорбное выражение. При
Сенусерте III наступил расцвет придворного ювелирного искусства. Его великолепные
образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатор. В прямоугольном
ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустированном слоновой костью
и розовым сердоликом, лежали бронзовое, украшенное золотом зеркало, сосуды для
благовоний из обсидиана и золота, |