|
Внутри
Парфенона стояла колоссальная статуя Афины Парфенос работы Фидия. Она была из
слоновой кости и золота на деревянном каркасе (такая техника называлась
акролитной), причём золото составляло неприкосновенный запас афинской казны.
Статуя сохранилась лишь в римских копиях, среди которых наиболее достоверна
мраморная статуэтка из Варвакиона. Богиня представлена как средоточие всех
духовных сил Парфенона; она воплощает идеи и образы храма. На пьедестале
статуи изображена сцена рождения первой женщины — Пандоры, перекликавшаяся с
рождением Афины. На рёбрах её сандалий — битва греков с кентаврами (которая
изображена на южном фризе храма), на гребне шлема — сфинкс и пегасы, на
внешней стороне огромного щита — битва греков с амазонками (западная стена),
на внутренней поверхности щита, полузакрытой свернувшейся фигурой змея, брат
Фидия Панен написал сцену битвы богов с гигантами, вышитую на панафинейском
пеплосе богини (восточный фриз). В руке Афина держала подпираемую массивной
колонной двухметровую статую богини победы Ники. Так
удивительно сплавил Фидий весь образный смысл грандиозного святилища в единой
фигуре. В тёмном пространстве Парфенона статуя Афины, ограждённая двухъярусной колоннадой,
излучала ПОЛИКЛЕТ Младший
современник Фидия, аргосский скульптор Поликле'т, прославился статуями атлетов.
Учёные нашли в массе римских копий веши, известные в описаниях древних авторов
под названиями «Дорифор» и «Диадумен». Обе статуи, замечательные своей
совершенной пластической красотой, были отлиты из бронзы. Дорифор,
представлявший, возможно, героя Троянской войны Ахилла, показан спокойно
стоящим. В то же время он кажется шагающим: правая нога выдвинута вперёд,
левая отставлена. На плече его копьё. Фигура героя не только могуча, но и отмечена
печатью особой, почти математической логики. При построении её, как и при
создании ордерных храмов, принимался во внимание модуль (т. е. мерка). Благодаря
сложным расчётам все части тела и даже каждая деталь подчинялись единому
принципу. Поликлету среди классических скульпторов в этом не было равных. Итог
своим теоретическим изысканиям он подвёл в трактате «Канон». В последние годы,
уже после смерти Фидия, погибшего, очевидно, по навету в конце 30-х гг. V в. до н. э., Поликлет стал вносить в свои
образы ноту лиризма. Его Диадумен широко раскинул руки в пространстве, ритм
движений более лёгкий, стремительный, текучий. Завязывая диадему вокруг головы,
этот юноша — возможно, это был сам бог Аполлон — весь ушёл в своё занятие,
замкнувшись в сфере самосозерцания. Поликлет. Дорифор. V в. до н. э. Мраморная римская
копия с утраченного бронзового оригинала. Национальный музей, Неаполь. 123 магический
свет, который гасился нежной синевой храмовых штор, служивших фоном для этой
блистательной статуи. Воинственный
образ Афины Фидий представил в другом материале — бронзе. Эта огромная статуя
стояла на акропольской площади. Речь идёт о знаменитой Афине Промахос
(Путеводительницы в битвах), золочёный кончик копья которой был виден морякам,
подплывавшим к Аттике. |