|
Рельеф имел
высоту всего один метр и был высечен уже на самом здании, но по гармоничности,
сплавленности форм и красоте ритма он не имеет равных в мировом искусстве.
Фронтоны храма были заполнены скульптурой, прославившей эллинов на все
времена; ваятели работали под наблюдением Фидия и по его программе. На
западном фронтоне, обращённом к Пропилеям, был представлен миф о споре Афины с
Посейдоном за обладание Фидий
и его ученики. Богини
с восточного фронтона Парфенона. V в. до н. э. 121 Битва
кентавров с лапифами. Одна из метоп Парфенона. V
в. до н. э. Афинский Акрополь. Кресилай. Перикл.
V в. до н. э. Мраморная римская
копия. Пергамон-музей, Берлин. греческой
областью Аттикой с Афинами. Афиняне, как известно, предпочли богиню,
даровавшую им оливковую рощу. Оба бога были изображены в центре на колесницах
со вздыбленными конями. За ними сидели боги и герои Аттики, присутствовавшие во
время спора Афины и Посейдона. Главный (восточный) фронтон представлял миф о
рождении Афины из головы Зевса в присутствии богов и богинь, но уже
вселенского, мирового уровня. К сожалению, скульптуры Парфенона были сильно
повреждены в XVII в. н. э., когда в нём произошёл взрыв. Остатки уцелевших фигур, а также
ряд плит фриза выломал в Строгий
стиль вплотную подошёл к портретному видению людей. В то время был создан один
из редких памятников — портрет героя греко-персидских войн Фемистокла (сохранился
в плохой копии). Впрочем, и герои Мирона имеют индивидуальные, неповторимые
черты. Фидий же нивелирует всё особенное, мешающее воплощению общего. Красивые
овальные лица приобретают идеальные черты: большие, с подчёркнутыми веками
глаза, выразительный рот, высокий, сливающийся с линией носа лоб — то, что
получило название классического греческого профиля. Такое же стремление к общему
происходит и в теле: формы, обладающие идеальными пропорциями, наливаются
силой и мощью и, сливаясь в единый сложный организм, начинают звучать, как
музыка. Эпоха классики, особенно высокой (450—400
гг. до н. э.), не терпела моделей с изъянами — в человеке всё должно быть
совершенным. Даже на Перикла, блиставшего умом и красотой, а также
благородством духа, скульптор Кресилаи надел шлем, чтобы скрыть слегка
удлинённую форму его черепа. Скульптуры
фронтонов Парфенона обладают удивительной, невиданной ранее жизненной силой.
Сохранились лишь фрагменты, но и 122 они
исполнены сверхчеловеческой красоты. Прекрасен лежащий в углу Тезей, но не
менее выразительна голова коня Селены. Многие композиции Фидия были обрамлены
фигурами Гелиоса, восходившего из вод Океана на своей колеснице, и Селены,
погружавшейся в них. Это на языке мифа означало рассвет. Так передать в
искусстве время и пространство космоса мог только Фидий. Тела сидящих, полулежащих,
откинувшихся назад богинь с их прекрасными формами и невероятной элегантностью
не имеют равных. В их одеждах трепещет каждая складочка. |