Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Рельеф имел высоту всего один метр и был высечен уже на самом здании, но по гармоничности, сплавленности форм и красоте ритма он не имеет равных в мировом искусстве. Фронтоны храма были запол­нены скульптурой, прославившей эллинов на все времена; ваятели ра­ботали под наблюдением Фидия и по его программе. На западном фронтоне, обращённом к Пропиле­ям, был представлен миф о споре Афины с Посейдоном за обладание

Фидий и его ученики.

Богини с восточного фронтона Парфенона. V в. до н. э.

121

 

 

 

Битва кентавров с лапифами. Одна из метоп Парфенона. V в. до н. э. Афинский Акрополь.

Кресилай.

Перикл. V в. до н. э. Мраморная римская копия. Пергамон-музей, Берлин.

греческой областью Аттикой с Афи­нами. Афиняне, как известно, пред­почли богиню, даровавшую им оливковую рощу. Оба бога были изображены в центре на колесни­цах со вздыбленными конями. За ними сидели боги и герои Аттики, присутствовавшие во время спора Афины и Посейдона. Главный (вос­точный) фронтон представлял миф о рождении Афины из головы Зев­са в присутствии богов и богинь, но уже вселенского, мирового уровня. К сожалению, скульптуры Парфено­на были сильно повреждены в XVII в. н. э., когда в нём произошёл взрыв. Остатки уцелевших фигур, а также ряд плит фриза выломал в 1801 г. лорд Эльджин, благодаря которому они попали в Британ­ский музей.

Строгий стиль вплотную подошёл к портретному видению людей. В то время был создан один из редких па­мятников — портрет героя греко-персидских войн Фемистокла (со­хранился в плохой копии). Впрочем, и герои Мирона имеют индивидуаль­ные, неповторимые черты. Фидий же нивелирует всё особенное, мешаю­щее воплощению общего. Красивые овальные лица приобретают иде­альные черты: большие, с подчёркну­тыми веками глаза, выразительный рот, высокий, сливающийся с лини­ей носа лоб — то, что получило на­звание классического греческого профиля. Такое же стремление к об­щему происходит и в теле: формы, обладающие идеальными пропор­циями, наливаются силой и мощью и, сливаясь в единый сложный орга­низм, начинают звучать, как музыка. Эпоха классики, особенно высокой (450—400 гг. до н. э.), не терпела мо­делей с изъянами — в человеке всё должно быть совершенным. Даже на Перикла, блиставшего умом и красотой, а также благородством ду­ха, скульптор Кресилаи надел шлем, чтобы скрыть слегка удлинённую форму его черепа.

Скульптуры фронтонов Парфе­нона обладают удивительной, неви­данной ранее жизненной силой. Сохранились лишь фрагменты, но и

122

 

 

 

они исполнены сверхчеловеческой красоты. Прекрасен лежащий в уг­лу Тезей, но не менее выразительна голова коня Селены. Многие ком­позиции Фидия были обрамлены фигурами Гелиоса, восходившего из вод Океана на своей колеснице, и Селены, погружавшейся в них. Это на языке мифа означало рас­свет. Так передать в искусстве вре­мя и пространство космоса мог только Фидий. Тела сидящих, полу­лежащих, откинувшихся назад бо­гинь с их прекрасными формами и невероятной элегантностью не име­ют равных. В их одеждах трепещет каждая складочка.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz