|
Мнеси'кл. Пропилеи
афинского Акрополя. 437—432 гг. до н. э. Храм
Ники Аптерос. Афинский Акрополь. V в. до н. э. *Атлетика
всегда почиталась в Греции. Подобно воинам, атлеты добивались победы в
суровом бою. Победителям во Всеэллинских играх — не только Олимпийских, но и
Пифийских (которые проходили в Дельфах), и Немейских, и Истмийских — города заказывали
для святилищ почётные памятники. Их воспевали поэты, о них слагали легенды.
Атлеты казались образцом гармонической личности, у которой великий дух живет
в прекрасном теле. 119 Иктин
и Калликрат. Парфенон.
Афинский Акрополь. V в. до н. э. охранителей:
Гермеса и Гекаты — трёхтелой, трёхликой богини ночи и призраков. Справа, на
самом уступе скалы, приютился крошечный, очень изящный храм Ники Аптерос
(Бескрылой). Горожане шутили, что бескрылой богиню именовали, чтобы она не
покинула их. Храм Ники был обнесён балюстрадой — ограждением, состоящим из
невысоких рельефных плит со сценами жертвоприношений. Балюстрада приобрела
всемирную известность из-за украшавших её рельефов. Среди них находилась
знаменитая «Ника, развязывающая сандалию» с её тончайшим струящимся одеянием.
Но эти рельефы были сделаны позднее, так как Акрополь отстраивался несколько
десятилетий. Пройдя
Пропилеи, посетитель оказывался на удлинённой площади, разделённой в древности
на множество священных участков, где почитали Артемиду-медведицу, змееногого
бога Кекропса и его трёх дочерей — богинь росы. При Перикле в южной части
площади стали строить большой дорический храм — Парфенон, посвящённый Афине
Парфенос (Деве). Напротив него, в северной части, стали возводить Эрехтейон, хранивший
самые древние реликвии и во II тысячелетии до н. э. посвящённый Афине Полиаде (Матери)
и её супругу Посейдону Эрехтею. В Эрехтейоне находился архаичный ритуальный
бассейн (Эрехтеево море), по преданию, высеченный из скалы Посейдоном в споре
с Афиной. Рядом росла священная олива, якобы посаженная богиней. Храм
Парфенон, выстроенный в середине V в. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом, стал
одним из прекраснейших эллинских храмов. Он, огромный и могучий, стоял на
возвышающемся участке голой серой скалы. Однако человеку, поднимавшемуся по
ступенькам к храму, скала казалась ровнее, а храм — доступнее и человечнее. По
торцевым фасадам у него было восемь колонн, по боковым — семнадцать. Храм
воспринимался и не слишком 120 Иктин
и Калликрат. Парфенон.
Афинский Акрополь. V в. до н. э. удлинённым,
и не слишком коротким. Он был в высшей степени гармоничным благодаря
объединению в нём свойств двух ордеров — дорического и ионического. Наружные
колонны Парфенона были дорического ордера. Стены собственно храма — целлы —
венчал непрерывный ионический фриз. Если снаружи Парфенон украшали сцены жестоких
сражений, в стиле которых ещё весомо звучал строгий стиль, то внутренний фриз
изображал мирное событие — торжественное шествие афинян на празднике Великих
Панафине'й (празднества в честь богини Афины; проходили один раз в четыре
года; Малые Панафинеи — ежегодно). На Панафинеях везли на корабле новое
одеяние для Афины — пеплос. Этот дар был зна'ком её воскресения. Всеафинское
шествие было представлено здесь в мерном, праздничном ритме: и знатные старцы
с ветвями в руках, и девушки в новых хитонах и пеплосах, и музыканты, и жрецы,
и всадники на вздыбленных, волнующихся конях. |