|
Все они —
групповые и одиночные, конные и пешие, изображавшие людей, животных и демонов,
изготовленные из драгоценных материалов (золота) и простые — не нарушали
гармонии комплекса, а находились с ним в сложной смысловой и эстетической
связи. Сейчас её трудно восстановить, потому что очень многое погибло. Однако
уцелевшие вотивные предметы показывают, что среди них были удивительные,
прекрасные работы. В то время
творил один из величайших ваятелей V в. до н. э. Мирон. Им была создана знаменитая статуя
метателя диска — «Дискобол», не сохранившаяся до наших дней, но реконструированная
благодаря римским копиям. Она была бронзовой, как и большинство других статуй
строгого стиля, что вполне соответствовало духу времени. «Дискобол»
замечателен остроумием замысла: он и стремительно движется, и одновременно
неподвижен. Мирон вообще любил изображать человека в крайних ситуациях и даже
изготовил статую воспетого в стихах бегуна Лада, умершего на самом финише.
Отличительной чертой этой статуи является не гармоничность сложной фигуры, а
диспропорции, специально внесённые в неё с учётом оптических поправок: лицо
юноши, если его рассматривать анфас (спереди), асимметрич- Мирон. Дискобол.
V в. до н. э. Римская копия с
бронзовой статуи. Национальный музей, Рим. Мирон. Афина
(из композиции с двумя фигурами «Афина в споре с Марсием»), V
в. до н. э. Мраморная римская копия. Либигхаус, Франкфурт-на-Майне. *Бронзовое
литьё появилось в Греции в VI в. до н. э, причём особенно отличились в нём мастера с
острова Самос Ройк и Теодор. Они даже отливали в разных городах по половине
одной и той же фигуры, а затем соединяли части без всяких зазоров. 118 но, однако
голова расположена в сильном наклоне, и в результате всех этих оптических
эффектов у зрителя создаётся удивительно цельное восприятие лица. Такой же необычностью
замысла отмечена его бронзовая скульптурная группа «Афина и Марсий», стоявшая
на афинском Акрополе. Она была тоже в духе времени: богиня наказывала лесного
бога Марсия, осмелившегося, нарушив запрет, найти и поднять сё тростниковую
флейту. Инструмент этот изобрела сама Афина, но заметив, что игра на нём
искажает прекрасные черты её лица, выбросила флейту, прокляв её и запретив к
ней прикасаться. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА К середине V в. до н. э. острота раннеклассического стиля
постепенно изжила себя. Искусство Греции вступило в полосу расцвета. Повсюду
после персидских разрушений отстраивали города, возводили храмы, общественные
здания и святилища. В Афинах с Афинский
Акрополь стоял на высокой отвесной скале, вздымающейся над городом. Акрополь
был средоточием всех высших святынь афинян. При Перикле он был переосознан
как уникальный архитектурный комплекс. По замыслу архитектора Мнеси'кла
возвели великолепный входной портик в святилище, оформив его ионическими
колоннами. Слева к Пропилеям (парадным воротам) примыкало здание пинакотеки —
картинной галереи, в которой находились изображения главнейших героев Аттики,
а при входе стояли статуи богов- |