|
Тема
искоренения произвола, неуправляемости и воцарения здравомыслия проходит
сквозь все памятники той эпохи. В 60-е гг. V в. до н. э. был заново отстроен храм Зевса
в Олимпии — важнейшее общеэллинское святилище, где раз в четыре года
справлялись всемирно известные Олимпийские игры. Оба фронтона в храме, выстроенном
архитектором Либоном из известняка, имели мраморные скульптурные *Чаще
Кербера (Цербера) изображали с тремя головами и змеиным хвостом. **Геракл —
мифологический герой, сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены. Совершил
двенадцать великих подвигов. 114 группы
(ныне хранятся в музее Олимпии). Композиция на западном фронтоне здания
представляла страстную, патетическую сцену: кентавры нападали на женщин и мальчиков
во время брачного пира царя Пирифоя. Динамичные и напряжённые фигуры словно сливаются
в группы, которые постепенно понижаются к углам, и вместе с тем действие
становится всё более напряжённым. Всё изображение оказалось связанным и по
форме, и по сюжету. Оно исполнено духовной силы: стоящий в центре бог Аполлон
поднимает правую руку, предвещая победу людям. На другом,
восточном, фронтоне представлена статическая композиция, на которой Эномай и
Пело'пс готовятся к состязаниям. Миф о первом беге колесниц был положен в
основу Олимпийских игр. Пелопс некогда прибыл из Малой Азии просить в жёны
Гипподамию — дочь Эномая. Тот, предчувствуя смерть от руки жениха, всё же
вызвал его, как и прежних претендентов, на состязания. Пелопс хитростью
погубил старого царя, подговорив на предательство возничего. Спокойствие
героев иллюзорно, они все напряжены в ожидании исхода. Эномай подбоченился,
Пелопс как победитель одет в золотой панцирь. Женщины стоят рядом с ними, а
далее — загадочные статуи жрецов, мальчиков и возлежащие мужские фигуры,
символизирующие реки Алфей и Кладей, в долине которых проходили состязания. Образы
строгого стиля действительно строгие. Статуя возничего из Дельф глубоко
отражает идеалы эпохи. Она была посвящена Аполлону одним из правителей Южной
Италии. Фигура до половины закрыта колесницей, но все видимые детали отработаны
с величайшей тщательностью: и пальцы ног, и вздувшиеся вены, и каннелюры —
вертикальные желобки, покрывающие одеяния. Один исследователь удачно сказал,
что фигуры строгого стиля стоят подобно трубам органа. Выражение их так же
сурово. Обращает на себя внимание новый тип лица с гладкой, низко закрывающей
лоб причёской, правильными чертами и сильным, тяжёлым подбородком. Приам
просит отдать ему тело Гектора. Краснофигурный скифос. V
в. до н. э. Битва
лапифов с кентаврами. Скульптуры западного фронтона храма Зевса в Олимпии. V
в. до н. э. *Лапифы —
воинственное фессалийское племя, победившее кентавров. Названо по имени
родоначальника Лапифа. 115 Святилище
Зевса в Олимпии. V в. до н. э. ВОТИВЫ Все
святилища, в том числе и дельфийское, были настоящими музеями под открытым
небом. Эллинские города, выборные правители Дельфийского союза, куда входили
сильнейшие из них (Афины, Спарта, Аргос, Фокида и т. д.), и отдельные граждане
преподносили им самые ценные дары — обычно по обету. Их называют воти'вами (от лат. votivus — «посвященный богам»); памятники
посвящались богу, если были обещаны ему в особой ситуации. Подобные вотивные
предметы ставили вдоль священной дороги и, очевидно, во всех доступных местах,
поскольку древнегреческий писатель II в. н. э. Павсаний в своём произведении
«Описание Эллады» упоминал о семидесяти тысячах памятников, увезённых из Дельф
одним только римским императором Нероном. |