|
цвечены
пурпуром (природным красящим веществом красно-фиолетового цвета), а по фону
разбросаны многочисленные пятна-розетки. Во второй
половине VI в. до н. э. Коринф уступил место Афинам, которые с этого времени
постепенно становятся своеобразной столицей эллинского мира. В Аттике — области,
в которую входили Афины, — приобрели особую популярность сосуды, исполненные в
так называемом чернофигурном стиле: чёрные фигуры располагались на светлом фоне. Однако в них
появился ряд новшеств, таких, как удивительный, блистающий, словно зеркало,
лак, новые типы сосудов (среди которых особо ценились большие амфоры) и украшения росписью — *Хито'н
— мужская и женская
одежда древних греков. Льняной или шерстяной покров без швов; подпоясывалась с
напуском. Пе'плос — греческая женская верхняя
одежда, в основном из шерсти, заколотая на плечах, с поясом; его могли носить и
без пояса. 113 Евфроний. Пирующие
гетеры. Краснофигурный псиктер. VI в. до н. э. не сосуда
целиком, а только выделенного участка в самом широком месте, который назывался
«клеймом». В моду вошёл обычай, по которому гончар и вазописец ставили свои
подписи на вазах — так высоко ценился труд ремесленника. Амфора, на которой изображён «Геракл, выводящий
Ке'рбера из подземного мира», хранится в Московском государственном музее
изобразительных искусств имени А. С.
Пушкина. Она даёт представление об этом искусстве. У неё стройные, строгие
пропорции. На сияющем фоне чёрного лака выделяется светлое клеймо с
изображением одного из последних подвигов Геракла. Герой показан склонённым к
двуглавому псу Керберу, стражу подземного мира, с вьющимися над его лбами
змеями. Кербер
чувствует силу героя: он видит приготовленную для него цепь и беспомощность
владычицы мира мёртвых Персефоны, потому готов смириться со своей участью.
Сзади стоит Гермес, бог-проводник, в петасе (шляпе путешественников) и крылатых
сандалиях. В руке он держит магический жезл, с помощью которого можно усмирить
любое существо. Сцена настолько тщательно продумана и так живо воспроизведена,
что передать её может только длинный подробный рассказ. Однако уже
около 30-х гг. VI в. до н. э. блестящая плеяда вазописцев, в числе которых самыми
выдающимися были Евфроний и Евтимид, стала работать в так называемом
краснофигурном стиле. Фигуры теперь стали светлыми, а фон — тёмным. РАННЯЯ КЛАССИКА Особого
расцвета вазопись достигла в период строгого стиля, как
именуют сейчас всю раннюю классику (490—450
гг. до н. э.). Эта эпоха, связанная с борьбой Греции против могучей Персидской
державы, была периодом становления демократии в греческих городах-государствах
(полисах). Эпоха архаики, отмеченная правлением тиранов, уходила в прошлое. На
историческую сцену выходил независимый гражданин, человек. Для строгого стиля
характерен драматический накал борьбы: большинство тем связано с битвами,
напряжёнными динамичными действами, строгостью наказания, выносимого врагам. Среди
мастеров того времени особо отличались Онесим, Дурис, вазописец Клеофрада,
вазописец Брига и др. Одному из них, вазописцу Клеофрада, принадлежит знаменитая
гидрия (сосуд для воды) из Нолы со
сценой «Гибель Трои». Круговое изображение в верхней части сосуда насыщено
настоящим трагизмом: в центре изображена святыня троянцев — священный палладий
(деревянная статуя Афины Паллады, хранительницы города Трои), — к которой
припала дочь царя Приама, пророчица Кассандра. Греческий вождь Аякс, попирая тело
павшего врага, с силой оторвал от палладия спасающуюся около него Кассандру.
Это было неслыханным доселе святотатством, за которое на народ Аякса будет
наложена особая кара на целую тысячу лет. Крутом смерть и насилие, и даже
пальма печально склоняет свои ветви, а за ней, прямо на алтаре, убивают
самого старца Приама, обагрённого кровью своего маленького внука Астианакта. |