|
Однако со
временем фигуры стали отделяться от каменного блока и «выходить» в реальное
пространство. К концу VI — началу V в. до н. э. пропорции женских фигур, называемых статуями кор (от греч. «кора» — «девушка»), и мужских фигур, называемых
статуями куросов (от греч. «курос» —
«юноша»), становятся более естественными, а их движения более свободными.
Выходя из состояния неподвижности, они радостно ступали навстречу зрителю.
Куросы оставались обнажёнными, коры были одеты в богатые сложные одеяния, как
показывают удивительные памятники, найденные археологами на афинском Акрополе. Девушки
кокетливо поддерживают сбоку свои пышные тонкие гофрированные хитоны. На их лицах
сияет радостная архаическая улыбка. Сложные одеяния, принадлежностью которых
был короткий косой хитончик, наброшенный на грудь, скрывают пластику тела, но
уже в 30-х гг. VI в. до н. э. у кор появились строгие дорийские уборы — пе'плосы, которые
станут основным одеянием классической эпохи. Формы тела становятся более
крепкими, реальными, а к началу греко-персидских войн улыбка сбегает с архаических
лиц. Позднее статуи куросов, например Аристодика, служившего надгробным
памятником, 112 приобретают
свободный пластический объём. Архаическая
скованность значительно дольше сохранялась в рельефе. Мемориальная стела
воина Аристиона, выполненная скульптором Аристоклом (как начертано на
памятнике), создана около В эпоху
архаики одной из самых высокоразвитых областей искусства стала вазопись. Были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи
разнообразных сосудов: амфор для
масла или вина, кратеров для смешивания вина с
водой (как было принято на греческих пирах), скифосов и
киников для вина, пиксид для
женских украшений. В первой
половине VI в. до н. э. вазопись процветала в Коринфе, в котором были популярны
росписи в восточном стиле. Этот стиль казался похожим на восточную манеру
украшать изделия рядами фризов животных или фантастических существ. Вазы этого
стиля сменили геометрические, и символы-знаки уступили место образам. Для коринфской
керамики, изготовленной из красивой глины кремоватого цвета, характерны фризы
животных — львов, леопардов и пантер. На светлом фоне глины чёрные фигуры не
выделяются слишком резко: их контуры процарапаны, силуэты под- |