|
Зигзагообразный,
трудный подъём в святилище воспроизводил ночной путь бога Солнца, его драматическую
борьбу с силами преисподней и выход из тьмы на восток. Это был не просто путь
с востока на запад и вновь на восток, но одновременно и подъём вверх по
высокой, крутой скале; буквально — восхождение к свету. Мрачные Дельфы, где,
по свидетельствам древних, селились лишь коршуны и звучало многократное,
жуткое эхо, были святилищем борьбы смерти и жизни, тьмы и света — и победой
вторых. В Дельфах
кроме храма Аполлона, от которого до наших дней дошли только руины, было ещё
несколько зданий: небольшие сокровищницы разных городов, в которых под
опекой бога хранилась их казна (они стояли перед храмом вдоль священной
дороги), стадион, театр и знаменитая Лесха (здание для собраний) книдян,
которую в V в. до н. э. расписал величайший греческий художник Полигнот с острова
Фасоса. Его прославленные фрески «Разрушение Илиона» и «Преисподняя» не
сохранились, как и всё его творчество, но их деталь- но описал
прекрасный знаток греческих древностей Павсаний. Его книга «Описание Эллады» (II в. н. э.) до сих пор остаётся
непревзойдённым трудом по истории эллинской старины. Скульптура
эпохи архаики входила в силу так же стремительно, как и архитектура. Она тесно
связана с ней, поскольку обычно была предназначена для религиозных комплексов
и украшала фронтоны зданий. Живопись по традиции тоже была очень близка и к
архитектуре, и к скульптуре, потому что скульптуру раскрашивали, иногда в
невероятно яркие, фантастические цвета. Композиции
архаических храмов, которые помещались на фронтонах (в
частности, замечательные фрагменты афинского Акрополя), также связывались с
идеей происхождения мира, и потому их главной героиней часто выступала Горгона
Медуза. В
древнегреческой мифологии герой Персей обезглавил её, что Храм
Аполлона в Дельфах. VII
в. до н. э. Перестраивался в VI—IV
вв. н. э. *Фронтон —
архитектурное завершение фасада здания (как правило, треугольной формы). 111 Статуя
куроса. VI в. до н. э. Национальный музей,
Афины. Статуя
коры. VI в. до н. э. Музей
афинского Акрополя. означало
сотворение мира. В скульптуре того времени этот подвиг выглядит наивно,
празднично: фигуры обращают головы к зрителю, а превышающая их размерами
Медуза кажется сказочным монстром. Статуи уменьшались соответственно склонам
фронтона, и если Горгону изображали в центре, то в углах помещали каких-либо
зверей или крошечных человечков-героев. Архаический мир был насквозь мифичен,
но он уже лишён «страха и ужаса», которым наполнен мир Древнего Востока. Он
драматичен по содержанию, но ярок и светел по духу. Отдельные статуи вначале
слишком напоминают колонны: руки тесно прижаты к телу, ступни ног стоят на
одном уровне. Фигуры будто только вышли из каменного блока, из которого
поочерёдно обрабатывались четыре фасада здания. У мужских и женских фигур
сходные пропорции: тонкие талии и широкие плечи, с той лишь разницей, что
мужские статуи очень часто предстают обнажёнными, а женские — в одеяниях.
Вместе с тем фигуры ранней поры удивительно органичны; они словно живут внутри
камня и сохраняют в нём свою божественную душу. Таковы, например, знаменитые
статуи Геры Самосской или Артемиды с острова Делос. |