|
108 ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА Ордер (от лат. ordo — «порядок», «строй») предполагал при
строительстве зданий использовать единый модуль (мерку) — пяль, локоть или
ступню. Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря ордерной
системе в архитектурном сооружении уравновешивались противодействующие силы
роста вверх и давления вниз. Несущими частями были основания (стереобат) и его
верхняя платформа (стилобат), а также стоящие на нём опоры (колонны). Несомые
части — вся верхняя часть здания, кровля с антаблементом — перекрытием,
лежащим непосредственно на колоннах. Антаблемент состоял из трёх соподчинённых
частей: архитрава, фриза и карниза. Колонна в свою очередь имела основание
(базу), которым опиралась на стереобат — ствол, состоявший из нескольких поставленных
друг на друга барабанов, и завершалась «главой» — капителью, в которой
выделялись «подушка» — эхи'н и лежащая на нём сверху квадратная плита
— абак. ходится
нести опорам здания); колонны также имели обычно двадцать желобков — каннелю'р. Зрительно каннелюры облегчали вес массивных опор
и подчёркивали устремлённость их кверху. В Южной
Италии, куда с VIII в. до н. э. выселялись греческие колонисты, чтобы основывать новые города,
сохранилось несколько дорических храмов. Они находятся в Пестуме (греческое
название — Посейдония). У них сохранились не только обходные колонны — птеромы, но частично и стены храмов, а также огромные,
тяжелейшие перекрытия, готовые, кажется, разрушить опоры. Греческие
мастера с удивительным мастерством вписывали храмы, посвящённые разным богам,
в природный ландшафт в соответствии с их функциями и образами: одни строили на
равнинах, другие — на Чернофигурная
гидрия. V в. до н. э. 109 Так
называемый храм Посейдона. V в. до н. э. Пестум. возвышенностях,
третьи — на опушках лесов, недалеко от рек или священных ущелий. Затем к
дорическому («мужественному») ордеру присоединился ионический («женственный»),
а в конце V в. до н. э. и коринфский («девический»), пропорции которого уподоблялись
девическому телу. Тогда зодчие стали выбирать ордер для храмов в зависимости от
пола, духа и олимпийского авторитета божества. Так впоследствии будет предписывать
древнеримский архитектор Витрувий в своём труде «Десять книг об архитектуре»,
который он напишет в конце I в. до н. э. В эпоху
архаики стали строить большие греческие святилища: Аполлона (бога света и
искусств) — в Дельфах, Геры (супруги верховного бога Зевса) — в Олимпии. Святилища
занимали важное место в жизни древних греков, поскольку они являлись
средоточием древнейших ритуалов и постепенно превращались в крупные центры
искусств. Например,
дельфийский комплекс, подобно всем другим святыням эллинов, возник на
освящённом месте. Об этом говорит и легенда древнегреческого поэта
Гомера: Так
называемый храм Цереры. VI в. до н. э. Пестум. 110 Дельфы были
основаны критянами. Французские археологи, начавшие раскопки в |