|
Амфора
с росписью геометрического стиля. VIII в. до н. э. Национальный
музей, Афины. 106 фигурная
сцена, исполненная очень схематично. Это оплакивание лежащего на ложе
человека. Оплакивание — один из важнейших ритуалов, исполнявшихся после смерти
человека, чтобы снова вернуть его к жизни. Идея «вечного возвращения»,
свойственная древности вообще, нашла здесь особое признание. Она выразилась в
двух основных темах для украшения геометрических ваз: оплакивание или траурный
выезд к некрополю. Появление фигурных композиций в сложной системе геометрических
сосудов — среди них наиболее популярны амфоры и кратеры — было признаком нового
стиля. На геометрический сосуд возлагалась универсальная духовная нагрузка. Он
был одновременно и архитектурным созданием, и произведением пластики. В VIII в. до н. э. в Греции ещё не было ни развитых
архитектурных стилей, ни монументальной скульптуры, ни картин. Поэтому язык памятников
был знаковым, родственным идеографическому письму, использующему условные
письменные знаки, фигуры. Отдельные знаки символизировали определённые
«космические» состояния: лежащая фигура — смерть, стоящая — жизнь, со
склонённой вниз головой — готовность к жертвоприношению. Силуэты знаков-фигур
не нарушали поверхности памятника, органично взаимосуществуя с фоном. Главное в
геометрических сосудах — их необычайная устойчивость (статуарность), т. с. чувство внутренней весомости,
подчёркнутой опоры, то, что называют тектоникой. Именно это
качество стало неотъемлемым свойством архитектуры, которая зародилась в VIII в. до н. э., но начала бурно развиваться
лишь в эпоху архаики (VII—VI вв. до н. э.). АРХАИКА Типы
архитектурных сооружений в то время представлены преимущественно храмами. Все
они являются Колонны дорического (1), ионического (2) и коринфского (3) ордеров. архитектурным
наследием II тысячелетия до н. э. Сооружения того времени повторяли идею критского
ме'гарона — прямоугольного здания с входом на узкой торцевой стене с
колоннами, которые или обрамляли вход, или делили вдоль внутреннее
пространство, или стояли у стен. Геометрика приучила древних художников
мыслить строго логически. Архаика продвинулась ещё дальше, создав единый
архитектурный язык — ордерную систему. Самой
древней разновидностью ордера является дорический. Он
назван по одной из главных ветвей эллинской народности — дорийцам, обитателям
Пелопоннеса; другой основной ветвью
были ионийцы, 107 которые
населяли Центральные Балканы, в том числе Афины, а затем переселились на
Малоазийское побережье и частично на острова. Дорика традиционно связывалась с
мужественным, суровым стилем, ионика — с женственным, мягким и изнеженным.
Так и в ордере: дорические постройки были низкие, тяжеловесные и приземистые,
ионические -лёгкие, стройные и изящные.
Однако ионический ордер распространился лишь в V в. до н. э., а дорический использовался
очень широко уже в VII—VI вв. до н. э. До сих пор уцелели фундаменты и семь стоящих колонн храма
Аполлона в Коринфе. Они свидетельствуют о том, что в дорическом ордере колонны
ставили прямо на стереобат без подставок, эти колонны резко сужались кверху и
обычно имели утолщение в центре — энтазис (чтобы
подчеркнуть неимоверную тяжесть, которую при- |