|
Кратер.
VII в. до н. э. Амфоры.
VII в. до н. э. 105 ГЕОМЕТРИКА Эпоха
геометрики (IX—VIII вв. до н. э.) долгое время недооценивалась учёными; её считали небогатой
типами вещей, которые были однообразно украшены. Действительно, основой
геометрического искусства стали схематичные бронзовые статуэтки и большие
расписные сосуды. В росписях преобладал геометрический стиль, названный
так по чётким, логическим формам основных декоративных приёмов: ромб, квадрат,
прямоугольник, круг, зигзаг, линия. Изделия самых разных центров — от острова
Феры (ныне Санторин), пелопонесского города Аргоса и до Афин — были выполнены
в едином духе. Однако
однообразными эти изделия назвать нельзя: большие и стройные, они напоминают
фигуру богини — владычицы подземного мира. Отдельные части сосудов строго отделены
друг от друга: тулово (основная часть), горло, шейка, венчик, ручки и ножки.
В каждом таком сосуде заключена большая информация о мире, закодированная не
только в его внешней форме, но и в росписи. Каждый символ росписи сосуда являлся
деталью условного изображения устройства мира. Вероятно,
язык геометрических символов — это некое универсальное явление, которое
всплывало в истории культуры разных стран и народов в особенные моменты, когда
возникали новые художественные системы. Такая роль
была отведена греческой геометрике. Позади неё находилось отделённое несколькими
веками великое крито-микенское прошлое. Впереди — новое, ещё неизвестное
будущее. Связующим звеном для передачи традиции стала керамика — производство
сосудов, окрашенных очень скромно, бегло и часто небрежно. Конец Микенского
мира дал жизнь субмикенскому вазописному стилю (XII—X вв. до н. э.), который сменился протогеометрическим (X—IX вв. до н. э.), а затем и геометрическим (IX—VIII вв. до н. э.). Форма ваз и характер их
росписей становятся всё монументальнее и строже, а их декор от схематической
волнистой горизонтали, передающей образ первостихии — воды, переходит ко всё
более продуманным, сложным и строго выстроенным образам. Мастера геометрической
эпохи опирались на две главные традиции — минойскую силу чувств и микенскую
логику. Однако в геометрике явно преобладало второе. Стиль эпохи
великолепно передаёт амфора VIII в. до и. э. из Афин, некогда служившая надгробием.
Впервые у греков громадный сосуд оказался связанным с захоронением, но
оставался на земле как памятник человеку. Возможно, усиленное стремление
сделать форму сосуда человекоподобной (его высота составляет полтора метра)
связано с необходимостью видеть в нём увековеченный образ, хотя и условный.
Любопытно, что у такой вазы есть скромный двойник в виде другой амфоры, хранящей
пепел усопшего и зарытой в землю. Эти сосуды стояли на одной оси и сообщались:
по особым памятным дням в такую амфору могли наливать жертвенную жидкость
(скорее всего, разбавленный водой мёд), которая просачивалась в могилу; для
этого перед установкой у большого сосуда-памятника отбивали ножку и частично
дно. Значит, большая амфора имела ритуальный смысл -служила алтарём. Впервые
загробный мир был чётко отделён от земного — ничего подобного в
крито-микенскую эпоху не было. Такая разделительная грань другими народами
(например, древними египтянами, этрусками) так никогда и не была проведена, и
их искусство до конца оставалось «загробным». Большая амфора всецело связана с
ритуалом перехода. В сплошном поле геометрических узоров-знаков особенно
выделяется ленточный орнамент, образованный изломанной под прямым углом
линией, — меандр. Обращает на себя внимание |