|
На рубеже
греческой классики и эллинизма работал последний великий ваятель — Лиси'пп,
придворный скульптор Александра Македонского. Как художник он был очень
многогранен — создавал скульптурные группы (например, «Подвиги Геракла»),
отдельные статуи и даже портреты, среди которых наиболее известен портрет
самого Александра Македонского. Лисипп пробовал себя в разных жанрах, но более
всего ему удавались изображения атлетов. Главная его
работа — «Апоксиомен» — изображает юношу, счищающего с тела песок после состязаний
(греческие атлеты натирали своё тело маслом, к которому во время состязаний
прилипал песок); она значительно отличается от 127 творений
поздней классики и, в частности, от работ Поликлета. Поза атлета свободна и
даже несколько развинчена, пропорции совсем иные — голова составляет не одну
шестую часть от всей фигуры, как в «квадратном» каноне аргосца, а одну седьмую.
Фигуры Лисиппа более стройные, естественные, подвижные и независимые. Однако в
них исчезает нечто очень важное: атлет уже не воспринимается героем, образ
становится более приниженным, в то время как в высокой классике он был
восходящим: людей героизировали, героев обожествляли, а богов ставили на
уровень высшей духовной и природной силы. Словно
предчувствуя такой конец, греческое искусство поздней классики создало особый
жанр мемориальных стел. Искусство надгробного рельефа, пресечённое греко-персидскими
войнами, ожило в Аттике лишь после Фидия. Чем дальше, тем больше оно набирало
силу и в IV в. до н. э. создало целый ряд первоклассных творений. В погребения клали
изумительные по тонкости исполнения и выразительности средств белофонные
леки'фы, на которых были изображены встречи живых с умершими в ритуальные дни.
А над захоронениями ставили мраморные надгробия со всё более высоким рельефом,
приблизившиеся вплотную к скульптурным телам, помещаемым в эди'кулы (от лат. aedicula — «маленький храм») — ниши, обрамлённые двумя
небольшими колоннами или пилястрами с антамблементом и фронтончиком над ними.
Такое оформление делало их похожими на храм, в котором происходит воображаемая
встреча живых и умерших. Их союз подчёркивают рукопожатие и встреча взглядов. В Пракситель. Гермес
с младенцем Дионисом. IV в. до н. э. Музей в Олимпии,
Греция. 128 на
исполнена в традициях высокой классики и даже внешне напоминает «Перикла»
скульптора Кресилая. Голова юноши — другого, более позднего стиля. Чувствуется,
что фигура бородатого должна была олицетворять прошлое, историю. Это умерший.
Юноша вопрошает его о том, что в мире ином, но спутник безмолвствует. Он
отводит взгляд, разворачивается к зрителю: он выключен из реальных событий.
Идея подобных рельефов проста: все умершие живут в памяти близких, никто не
покидает мир бесследно. Заботиться о мёртвых, хранить память о них в народных
преданиях — священный долг всех людей. Именно этим благородным правилом был
продиктован жестокий обычай древних греков в V в. до н. э.: полководца, выигравшего войну,
но оставившего сотоварищей не погребёнными, казнили. |