|
*** В Тем не
менее греческие художники не переставали творить — уже не для собственных
потребностей, а для новых богатых заказчиков. Они продолжали традицию,
повлиявшую на искусство стран и народов на огромном пространстве — от Рима до
государств Средней Азии. ИСКУССТВО ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА К концу IV в. до н. э. узость границ маленьких
греческих городов-государств — полисов — ощущалась всё острее. Классический
греческий мир, раздираемый внутренними Белый
лекиф. Умерший воин сидит перед своим надгробием в присутствии пришедшего
почтить его память родственника. Около 129 войнами,
практически изжил себя. Наступала новая эпоха: стирались границы, объединялись
народы и культуры всей ойкумены (известного обитаемого мира). Этому
способствовали великие завоевательные походы выдающегося греческого
полководца — македонского царя Александра. Умерший совсем молодым (в двадцать
восемь лет), Александр Македонский со своей армией покорил многие древние
народы, дойдя вплоть до Индии и создав огромную империю. После
смерти Александра Македонского в Были общие
черты, роднившие искусство разных областей в IV— I вв. до н. э. Оно воплощало новую идею
величия мира, объединённого на громадном пространстве эллинской культурой.
Осуществлялись фантастические проекты: горы превращались в города, создавались
исполины вроде медного Колосса Родосского (бога солнца Гелиоса) в гавани
острова Родос. Стремление
выйти за рамки человеческого и прорваться в мир богов — одна из характерных
черт искусства той эпохи. Александр Македонский называл себя Новым Гераклом и
Новым Дионисом, культ обожествлённых правителей и их жён был традиционно
популярен на Востоке и в Египте. Повсеместно
строились и пышно расцветали города, которые уже не следовали живописному принципу
оформления старых акрополей. Новые города подчиняли местность регулярной
планировке: их прорезали прямые и широкие улицы; площади украшали храмы, библиотеки, здания общественного |