|
Маяк
у входа в Александрийскую гавань на острове Фарос.
III в. до н. э. Считался одним из
семи чудес света. 130 назначения.
Одним из самых красивых городов той поры был Пергам в Малой Азии (ныне Бергама
в Турции). Главная святыня города — храм богини мудрости Афины имел весьма
внушительный вид. Другие постройки прекрасно сочетались с уступами почти голой
скалы и были рассчитаны на восприятие города со стороны моря. Всемирную
известность Пергаму принёс его алтарь (II в. до н. э.). Терраса алтаря находилась почти на
двадцать пять метров ниже прочих зданий и была видна со всех сторон. Оттуда
открывался прекрасный вид на нижний город с храмом бога врачевания Асклепия,
святилищем богини Деметры и другими сооружениями. Новшество состояло в том,
что алтарь был вынесен за пределы храмов и превращён в самостоятельное
архитектурное сооружение. Его выстроили на высоком цоколе в виде прямоугольной
ограды, замыкавшей жертвенное место со всех сторон, кроме передней. Ко входу
вела широкая лестница, внутри алтарь был украшен рельефами на тему мифа о
Телефе — сыне Геракла, который почитался царями Пергама как их родоначальник. Снаружи
ограду алтаря опоясывал грандиозный фриз с изображением мифологической битвы
олимпийских богов с их соперниками-гигантами за верховную власть. Сплошное
поле фриза с могучими рельефными фигурами, тела которых бугрятся мощными
формами, обходило все стены ограды и поднималось вдоль ступеней, по которым
шли участники ритуала. Гиганты, утратившие человекоподобные формы, наделены
героическими торсами и змеиными хвостами — ведь они сыновья богини земли Геи.
Сама она наполовину поднимается на поле, чтобы, ужаснувшись, увидеть страшное
побоище и гибель своих детей. Вот непреклонная Афина хватает за волосы гиганта
Энкелада. Богиня охоты Артемида в сопровождении зверей преследует врага.
Богиня ночи Нюкс и богиня призраков Геката, с тремя телами и шестью
руками, вступают в сражение с гигантами. Все божества поднимаются на этот
страшный и последний бой. Сцена исполнена огромного напряжения и не знает себе
равных в античном искусстве. То, что в IV в. до н. э. лишь намечалось у Скопаса как ломка
классической идеальной системы, здесь достигает высшей точки. Искажённые
болью лица, скорбные взгляды побеждённых, пронзительность муки — всё теперь
показано с очевидностью. Раннеклассическое искусство Полиевкт. Демосфен.
I в. до н. э. Мраморная копия. *Рельефы
Пергамского алтаря в 131 Битва
богов и гигантов. Фрагмент фриза алтаря Зевса в Пергаме. II
в. до н. э. Пергамон-музей,
Берлин. до Фидия
тоже любило драматические темы, но там конфликты не доводились до жестокого
конца. Боги, как Афина у Мирона, лишь предупреждали провинившихся о
последствиях их непослушания. В эпоху же эллинизма они физически расправляются
с врагом. Вся их огромная телесная энергия, великолепно переданная ваятелями,
направлена на деяние кары. Скульпторы стали показывать, как казнят Марсия, поднявшего,
несмотря на запрет, флейту, чтобы выучиться на ней играть. Марсий вступил в
музыкальное состязание с Аполлоном и потерпел поражение. Его вешают на дереве,
и палач-скиф отвратительной наружности точит нож, чтобы содрать с него, уже
повешенного, кожу. |