|
Известная
скульптурная группа «Лаокоо'н» была создана греческими скульпторами уже в I в. до н. э. (или, возможно, даже в римское
время, поскольку её нашли в термах императора Тита). Группа
«Лаокоон» рассчитана на восприятие анфас (спереди). Зритель видит сразу и
бородатого троянского жреца Лаокоона, тщетно пытающегося сорвать с себя
змеиные путы, и двух его детей, один из которых уже погибает. Яд разлился по
телу жреца снизу вверх: бедро омертвело, но руки и торс ещё продолжают бороться,
а в лице запечатлелась смертельная боль. Несмотря на тяжесть ситуации, Лаокоон
сохраняет благородство и величие. Работа исполнена виртуозно. Анатомия
человека *Термы —
древнеримские бани. 132 передана с
невиданной ранее тщательностью, доходящей почти до натурализма. Правда, фигуры
сыновей не очень убедительны — греки всегда ценили красоту лишь зрелых людей;
детей они изображали как уменьшенных взрослых. Другим
шедевром эллинистического искусства является скульптура богини победы — «Ника
Самофракийская», созданная во II в. до н. э. Нисхождение божества в человеческий мир
представлялось в искусстве и раньше (см. статью «Крито-микенское искусство»).
Но «Ника» с острова Самофракия превосходит все ранее созданные творения. Богиня
победы была представлена слетающей с постамента в форме кормы корабля. Её
прекрасное мощное тело облегают намокшие одежды; винтообразный поворот,
широко применявшийся со времён Ско'паса, как бы прорезает воздух, наполненный
брызгами солёного моря. Могучие крылья Ники тяжело трепещут за спиной, каждое
перо на них показано отдельно. Образ стоит на грани «натурального», но в то же
время остаётся величавым и поэтичным. Воплощавшаяся
в искусстве идея грандиозности мира и происходивших в нём катаклизмов — лишь
одна сторона эллинизма. Другой стороной был уход в личный духовный мир.
Появились камерные образы, главным содержанием которых стала духовная жизнь.
Одним из лучших памятников такого рода является знаменитая «Венера Милосская»
— статуя богини Афродиты (лат. Venus — «Венера»), найденная на острове Мелос
(ныне Милос). Богиня изображена полуобнажённой, так что одеяние, закутывая ноги
и низ торса, является постаментом для открытых рук, которые были показаны в
движении. Возможно, в одной из них Афродита держала яблоко. В эпоху эллинизма
она, несомненно, была одной из любимых богинь. Её представляли то кокетливой,
то задумчивой, то шаловливой. Афродита с острова Мелос строга и сдержанна. У
неё простая причёска с прямым пробором, лицо и фигура
представлены довольно обобщённо. Вероятно, она стояла на высоком постаменте и
смотрела на зрителя сверху вниз. Взгляд Афродиты ниспосылает покой. Об интересе
к духовному миру человека говорят портретные статуи, которые появились уже в IV в. до н. э. Однако теперь, менее скованные
классической традицией, они стали более выразительными. Особенно выделяются
портретные головы эллинистических правителей, часто показанные в необычных
ситуациях и в некоторых случаях отличавшиеся подлинным психологизмом. К ним
можно причислить портрет Евтидема Бактрийского. Отсутствие нарочитости и идеальности,
а также глубина образа — Агесандр,
Афинодор, Полидор. Лаокоон
и его сыновья. I в. до н. э. Римская копия.
Ватиканский музей, Рим. *Лаокоо'н —
троянский жрец, который пытался спасти Трою вопреки воле богов. Однажды троянцы
увидели, что ахейцы, осаждавшие их город, ушли, оставив лишь огромного
деревянного коня. Лаокоон предупредил сограждан, что в город его нельзя
вводить: в нём сидели ахейские лазутчики. Он даже проткнул бок копя копьём,
чуть не задев голову сидевшего внутри воина. Боги наслали по морю двух огромных
змей. Они смертельно ужалили Лаокоона и задушили его сыновей. 133 Венера
Милосская. II в. до н. э. Лувр, Париж. новое слово
в портрете. И всё же самые замечательные портреты — это статуи греческих
философов, среди которых первое место по праву принадлежит фигуре Демосфена
работы скульптора Полиевкта (III в. до н. э.). Демосфен стоит, бессильно соединив кисти
рук и склонив голову. Его полуобнажённая фигура искусно выполнена мастером.
Героика, прежде свойственная греческим портретам, отсутствует. Персонаж не
молод, не красив — он просто исполнен достоинства. В его позе — отрешённость,
горечь поражения в жизненной борьбе и безысходность. Однако сохраняется
«благородная простота и тихое величие» — качество, присущее, согласно И.
Винкельману, всем эллинским творениям. Портреты
философов знаменуют отход от классической системы, приверженной к героическим
идеалам, когда было принято изображать только «прекрасных и доблестных»
граждан. Мир стареет, стареет и культура, чувствуется, что эпоха эллинизма —
это «осень» всего древнегреческого мира. Тогда любили изображать то некрасивую
натуру: жутких, морщинистых (но обнажённых!) старых рыбаков или пьяных старух,
то впадали в слащавость, показывая женщин с томным выражением глаз и
пухленькими губками. А иногда смешивали жанры, включая в игру фантазии
прекрасных обнажённых богинь и старых рогатых сатиров. В Афинском музее
хранится любопытная скульптурная группа «Афродита и Пан» (около 134 Расписные
капители. Северное Причерноморье. II в. до н. э. Керчь. Афродита.
III в. до н. э. Римская копия.
Эрмитаж, Санкт-Петербург. Гражданские,
философские и религиозные проблемы уже давно перестали волновать многих.
Отходившие от полисной жизни люди имели кредо — живи незаметно. Постепенно
древность III—I вв. до н. э. вживалась в новую среду. Побеждённая Римом ойкумена входила
в новый, последний этап своего античного развития — в рамках древнеримской
культуры. |