![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
|
Правление
императора Нерона, одного из самых безумных и жестоких правителей в римской
истории, стало периодом расцвета портретного искусства. Эволюцию его образа
от одарённого ребёнка до презираемого монстра можно проследить в целой серии
портретов. Теперь они дают не только традиционный тип могучего и отважного
императора. Поздние портреты представляют Нерона сложной, противоречивой
натурой. Личность его, незаурядная и сильная, обременена множеством пороков.
Отличительными чертами внешности императора на портретах являются небрежные
бакенбарды и хаотически взбитые надо лбом волосы. Лицо хмурое, недоверчивое, брови сдвинуты, в
углах губ — мстительно-саркастическая усмешка. В середине I в. в изобразительном искусстве стал
формироваться жанр натюрморта (от франц. nature morte — «мёртвая натура»), показывающий
неодушевлённые предметы. Возникший в поздней классике IV в. до н. э. и блистательно развивавшийся в
эпоху эллинизма, жанр натюрморта приобрёл теперь новый смысл. В нём тоже
появились «высокое» и «низкое» направления. Римляне не останавливались перед
изображением мясных лавок, в которых висят туши убитых животных. Однако они
писали и символические произведения, в которых заключён глубокий тайный смысл.
В Гробнице Вестория Приска в Помпеях блистательно написан золотой стол на
фоне алой драпировки. На столе стоят серебряные сосуды изящной формы — все
парные, расставленные строго симметрично: кувшины, рога для вина, черпаки,
чаши. Тихий, призрачный мир вещей группируется вокруг центрального кратера —
сосуда для смешивания вина и воды, Голова
императора Нерона. I в. н. э. Маска.
Фрагмент мозаики. Вилла Адриана. II в. 155 АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРИЧУДЫ ИМПЕРАТОРА НЕРОНА Нерон
решил придать Риму новый облик. По указу императора были тайно сожжены
несколько городских кварталов, на месте которых император воздвиг знаменитый
Золотой дом. Он был и дворцом, и виллой одновременно. Древние авторы, сильно
преувеличивая, писали, что здесь расстилались безбрежные сады и поля и всё
было необыкновенное и огромное. Сохранилось
несколько залов. Некоторые из них имеют необычную форму (например,
восьмиугольную). Стены, арочные ниши, сводчатые перекрытия возведены настолько
смело и красиво, что дом, лишённый всяких украшений, поражает своей
оригинальной конструкцией. Украшали здание фрески третьего помпейского стиля,
ещё более изящные и тонкие, чем прежде. На светлом фоне золотисто-жёлтым,
голубоватым, изумрудным были разграничены тонкие рамки, между которыми на
хрупких гирляндах свисали золотые сосуды. На стенах в рамках помешались
отдельные картинки, сверху шли небольшие фризы с фантастическими изображениями
морских кентавров, птичек, масок. воплощения
бога плодородия Дио'ниса-Ли'бера. «Натюрморт
с фруктами и вазой» из Помпей свидетельствует о том, что старая система
ценностей разрушена. Образом мира с древнейших времён являлось дерево, корни
которого питает подземный источник. Теперь дерево представлено без корней, а
сосуд с водой стоит рядом. Показана сломанная ветвь дерева, один персик уже сорван,
а от персика в свою очередь отделён кусок его плоти, так что |
![]() |
![]() |
|