Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

видна косточка. Написано всё мас­терски, красиво: ощущаются пуши­стая кожица персика и прозрач­ность воды в сосуде. Сосуд даёт тень. Натюрморт светел, воздушен, но он говорит о «всеобщей смерти природы», как писал древнерим­ский поэт и философ Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.) в поэме «О приро­де вещей». Священный смысл, кото­рым наделялось испокон веков ок­ружение человека, стал постепенно исчезать. Вещи обнажались, «сни­мали маски» и начинали являться в своём истинном облике.

От эпохи Флавиев до наших дней дошло несколько замечательных портретов и два шедевра зодчества. Основателем династии Флавиев был Веспасиан — человек, скрывавший под внешней простотой недюжин­ный ум. Изображения императора лишены аристократизма и холодной элегантности, отличавшей портреты эпохи Юлиев — Клавдиев. Они более естественны, человечны и пластич­ны. Морщинистый лоб, хитровато прищуренные глаза и строго сжатый рот говорят сразу о многом: человек сложен, разнолик и описать его од­ними красками невозможно.

Примерно в те же годы в Помпеях был создан известный портрет ростовщика Цецилия Юкунда. Пора­зительно, с какой живостью и ес­тественностью передан его облик!

Петух, клюющий виноград. Настенная роспись в Геркулануме. I в. н. э. Национальный археологический музей, Неаполь.

*Дио'нис (Вакх, Ба'хус) — древнегреческий бог плодо­носящих сил, раститель­ности, виноградарства и виноделия, у римлян — Либер.

156

 

 

 

Ростовщик некрасив, с выразитель­ным асимметричным лицом, боро­давкой на щеке и кривым носом.

В 70—80 гг. н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. colosseus — «громадный»). Он был выстроен на месте разрушенно­го Золотого дома Нерона и принад­лежал к новому архитектурному ти­пу зданий. В Греции прежде были только театры, которые устраивали на естественных склонах холмов и акрополей. Римский Колизей пред­ставлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой эл­липсовидной стеной. В амфитеатрах давали разные представления: мор­ские бои (навмахии), сражения лю­дей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. Трагедии у римлян практически не ставили, и даже ко­медии не пользовались успехом. Как сообщает римский комедиограф Тит Марций Плавт, когда в театре да­вали его «Свекровь», неожиданно объявили о начале боёв гладиаторов. Публика вскочила с мест и хлынула на более заманчивое зрелище.

Колизей — самый большой ам­фитеатр античной эпохи. Он вме­щал около пятидесяти тысяч зри­телей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соот­ветствовали три яруса аркад: дори­ческая, ионическая и коринфская. Четвёртый ярус был глухим, с ко­ринфскими пилястрами — плоски­ми выступами на стене. В солнечные дни над Колизеем натягивали ог­ромный парусиновый навес — велум, или веларий. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян к I в. н. э.

Второй шедевр зодчества эпохи Флавиев — это знаменитая Триум­фальная арка Тита. Тит, считавший­ся здравомыслящим и исполнен­ным благородства императором, правил сравнительно недолго (79— 81 гг.). Арку воздвигли в честь пра­вителя в 81 г., уже после его смерти.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz