|
видна
косточка. Написано всё мастерски, красиво: ощущаются пушистая кожица персика
и прозрачность воды в сосуде. Сосуд даёт тень. Натюрморт светел, воздушен, но
он говорит о «всеобщей смерти природы», как писал древнеримский поэт и философ
Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.) в поэме «О природе вещей». Священный смысл, которым
наделялось испокон веков окружение человека, стал постепенно исчезать. Вещи
обнажались, «снимали маски» и начинали являться в своём истинном облике. От эпохи
Флавиев до наших дней дошло несколько замечательных портретов и два шедевра
зодчества. Основателем династии Флавиев был Веспасиан — человек, скрывавший под
внешней простотой недюжинный ум. Изображения императора лишены аристократизма
и холодной элегантности, отличавшей портреты эпохи Юлиев — Клавдиев. Они более
естественны, человечны и пластичны. Морщинистый лоб, хитровато прищуренные
глаза и строго сжатый рот говорят сразу о многом: человек сложен, разнолик и
описать его одними красками невозможно. Примерно в
те же годы в Помпеях был создан известный портрет ростовщика Цецилия Юкунда.
Поразительно, с какой живостью и естественностью передан его облик! Петух,
клюющий виноград. Настенная роспись в Геркулануме. I
в. н. э. Национальный археологический музей, Неаполь. *Дио'нис
(Вакх, Ба'хус) — древнегреческий бог плодоносящих сил, растительности,
виноградарства и виноделия, у римлян — Либер. 156 Ростовщик
некрасив, с выразительным асимметричным лицом, бородавкой на щеке и кривым
носом. В 70—80 гг.
н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей
(от лат. colosseus — «громадный»). Он был выстроен на месте
разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому архитектурному типу
зданий. В Греции прежде были только театры, которые устраивали на естественных
склонах холмов и акрополей. Римский Колизей представлял собой огромную чашу со
ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой эллипсовидной стеной.
В амфитеатрах давали разные представления: морские бои (навмахии), сражения людей
с экзотическими зверями, бои гладиаторов. Трагедии у римлян практически не
ставили, и даже комедии не пользовались успехом. Как сообщает римский
комедиограф Тит Марций Плавт, когда в театре давали его «Свекровь», неожиданно
объявили о начале боёв гладиаторов. Публика вскочила с мест и хлынула на более
заманчивое зрелище. Колизей —
самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей.
Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса
аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими
пилястрами — плоскими выступами на стене. В солнечные дни над Колизеем
натягивали огромный парусиновый навес — велум, или веларий. Внутри Колизей
очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с
искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у
римлян к I в. н. э. Второй
шедевр зодчества эпохи Флавиев — это знаменитая Триумфальная арка Тита. Тит,
считавшийся здравомыслящим и исполненным благородства императором, правил
сравнительно недолго (79— 81 гг.). Арку воздвигли в честь правителя в |