|
Голова
императора Веспасиана. I в. н. э. Национальный
музей, Рим. Арка
Тита. I в. н. э. Рим. 157 Колизей.
Реконструкция. I в. н. э. Колизей.
I в. н. э. 158 Она
увековечила поход Тита в Триумфальные
арки — тоже римское архитектурное новшество, возможно заимствованное у
этрусков. Арки сооружали по разным поводам — и в честь побед, и как знак освящения
новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом — торжественным
шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в
родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого мира. По сторонам
проёма арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая
надстройка — аттик с посвящением Титу от
«сената и народа римского». Наверху — статуя императора на колеснице,
запряжённой четвёркой лошадей. В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась
архитектурным сооружением, постаментом для статуи и одновременно мемориальным
памятником. Так хоронили лишь людей с особой харизмой (в переводе с греческого
— «милость», «божественный дар»), т. е. наделённых исключительными личными качествами
— мудростью, героизмом, святостью: Цезаря на Римском Форуме, Тита в его арке,
Траяна в цоколе его колонны. Другие граждане покоились вдоль дорог за
городскими воротами Рима. Внутри арки помещены высокие рельефы с изображением
триумфального шествия: Тит едет на квадриге, его солдаты шествуют к арке с
трофеями. Изображённые внутри арки сцены соответствуют моменту прохождения
через неё, таким образом зритель невольно приобщается к действию, как бы
становится участником сцены. ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ Правлением
двух императоров-испанцев открывался II век. Они были провинциалами, но из патрицианской среды.
Это Траян (98—117 гг.) и усыновлённый им Адриан (117— 138 гг.). При Траяне
Римская империя достигла пика своего могущества. В дальнейшем она будет
пытаться лишь сохранить то, что было завоёвано Траяном. Этот император почитался
лучшим из всех в римской истории. На портретах он выглядит человеком
мужественным, суровым, но не простым воякой, а умным и смелым политиком. Траян
возвратил старый тип портрета, отказавшись от пышных причёсок, богатой
светотеневой моделировки и психологизма. Искусство его времени привержено
идеалу простоты. Однако простота эта кажущаяся. Достаточно сравнить портреты
Августа и Траяна: становится очевидной большая внутренняя сила и глубина
траяновских образов. В них появляются величие и мощь, которых прежде не было. Траян много
сделал для своей родной Испании. В ней до сих пор можно увидеть два созданных
при нём моста — Мост в Алькантаре через реку Тахо (ныне Тежу) и акведук в
Сеговии. Оба принадлежат к шедеврам мировой архитектуры. Мост в Алькантаре
одноярусный, но с очень высокими проёмами. Он завершается простым
карнизом, в центре Голова
императора Траяна. II в. Лувр,
Париж. *Квадри'га
— античная двухколёсная колесница, запряженная четвёркой лошадей в один ряд;
возница управлял стоя. |