|
Снаружи он
представляет собой огромный цилиндрический объём, к которому пристроен глубокий
портик. Прежде в Пантеон входили через стоявшую на его площади триумфальную
арку. Она была символическим знаком приобщения к божественному. Внутри же
Пантеон совсем иной. Он имеет двухъярусную стену с колоннами и нишами,
прорезанную сводчатыми арками. На втором, меньшем и более плоском ярусе стоит
купол. Его мощь зрительно облегчают пять рядов
перспективных кессонов (квадратных углублений) и верхний проём диаметром
девять метров. Покой, внутреннюю гармонию, уход от земной суеты в мир духовности
— вот что давал Пантеон посетителям. Такой же
нематериальный смысл был заключён и в вилле Адриана в Тибуре (ныне Тиволи).
Здесь были Золотая площадь с главным зданием причудливой формы, в основе которого
лежал крест с выпукло-вогнутыми формами, Морской театр, библиотеки. Любимые
Адрианом колонны эффектно отражались в водах бассейна. Вилла представляла
собой своеобразный музей: здесь были возведены архитектурные сооружения,
воссоздающие образ прекрасных оригиналов, которые встречались императору во
время его путешествий. Была Темпейская долина, увиденная в греческой Фессалии.
Был афинский Пёстрый портик, некогда украшенный фресками знаменитых мастеров.
Было и «подземное царство». Вилла Адриана — идеальный музей, собрание художественных
редкостей. Не случайно 162 Пантеон.
II в. Рим. там нашли
копии известных произведений прославленных греческих скульпторов. В Риме, на
другом берегу Тибра, по указу Адриана был выстроен мавзолей, частично
перестроенный в Средневековье и названный Замком Святого Ангела. К мавзолею
вёл специально сооружённый мост. Украшавшие его статуи были заменены в XVII в. работами известного итальянского
скульптора Лоренцо Бернини. Совершенно
особый облик имеет арка императора Адриана в Афинах. Она отделяла старый
город — «город Тезея» от нового — «города Адриана». Арка отнюдь не поражает
внушительной монументальностью: она ажурная, просвечивающая. Три небольших
пролёта прямоугольной формы опираются на плоский постамент с широкой
однопролётной аркой. Адриан любил сочетание прямых и кривых линий и форм, благодаря
чему архитектурная конструкция превращалась в лёгкое обрамление для
Прекрасного пейзажа. Пантеон.
Интерьер. Рим. 163 Вилла
Адриана в Тиволи. II в. АРХИТЕКТУРА РИМСКИХ ПРОВИНЦИЙ II ВЕКА При
императорской династии Антонинов наблюдался расцвет искусств в римских
провинциях. Во время правления Адриана началось бурное строительство в Греции
и восточных провинциях. Замечателен
храмовый комплекс в Баальбеке (Ливан), отличавшийся восточной пышностью.
Главный храм находился в глубине квадратной плошали, обнесённой колоннадой. К
площади вели великолепные пропилеи (парадные ворота) с портиком и расположенным
за ним шестиугольным двором, ограждённым колоннадой и стенами. Большой храм и
малый, находившийся вне площади, стояли на высоких цоколях и отличались
весомостью ордера, частой расстановкой колонн и богатством декоративных
деталей. |