|
В Пальмире
(Сирия) среди выжженной солнцем земли до сих пор сохранились развалины города и
его Большой колоннады с аркой и коринфскими колоннами, на выступах которых —
консолях— стоят статуи. Знамениты гробницы Пальмиры, сохранявшие древние
традиции изобразительного искусства. Вокруг центрального захоронения
родоначальника в стенах устраивали ниши, закрытые портретами людей. Сделанные
из известняка, они сочетают пластику и графику. Исключительно
богатые памятники оставили африканские провинции. В Алжире прекрасно
сохранилась Трёхпролётная арка в Тимгаде. Её более высокий средний проём
особенно выразительно подчёркивает плоскую низменную местность. В жаркой пустынной
стране каждый скульптурный элемент получает особое звучание. Поэтому арка
сочетает плоские и пластичные формы (колонны), проёмы и ниши, большой и малый
ордер, различные виды арок. Несмотря на внешнюю простоту, арка в Тимгаде
является настоящим произведением искусства. Новый
поворот к духовному, совершённый при Адриане, очевиден и в изменении
погребального обряда. Царившая тысячелетия кремация, когда усопших сжигали,
стала уступать место ингумации — захоронению в земле. В связи с этим появился
новый жанр — скульптурный саркофаг, украшенный
рельефами на мифологические темы. Саркофаг ставили в подземную гробницу или
задвигали в стенную нишу — аркосо'лий. Обычно
саркофаги имели прямоугольную форму и высокий рельеф лишь с одной стороны. Преемник
Адриана Антонин получил прозвище Пий (Благочестивый), В последние годы жизни
Адриана мучила тяжёлая душевная болезнь, и он приговорил к смерти многих знатных
римлян. Антонин, рискуя жизнью, оставил их в живых и после смерти своего
предшественника явил их изумлённому сенат)'. Этот акт, сам по себе мало
свойственный практичной, чуждой благотворительности римской натуре, говорил о
происходивших в ней переменах. Антонины —
Пий (138—161 гг.), Марк Аврелий (161 — 180 гг.), Ком-мод (180—192 гг.) — в
самом Риме строили мало. В честь Пия и Марка Аврелия возвели колонны, подобные
Траяиовой, но уже не столь замечательные. Правда, одна деталь необычна: на
цоколе колонны Антонина Пия были изображены сам император и его супруга. Сцена
вознесения душ в телесной форме крылатым гением в небеса символизирует
обожествление императорской четы. Крылатого гения сопровождают два орла — по
древнему поверью, души покойных пребывают в образе птиц. Прежде такая тема
была в искусстве невозможна. Конная
бронзовая статуя Марка Аврелия уцелела до наших дней. Статуя выполнена по
древней античной схеме, но облик всадника не гармонирует ни с конём, ни с
миссией воителя. Лицо у императора отрешённое и самоуглублённое. Марк Аврелий
думает не о военных победах — их у него было немного, — а о проблемах мира,
человеческой души. 164 Статуя
императора Антонина Пия. II в. Марк
Аврелий. Конная статуя. II в. Рим, Капитолий. Скульптурный
портрет того времени приобретает особую духовность. Со времён Адриана сохранилась
традиция изображать лицо в обрамлении пышных волос. При Марке Аврелии ваятели
достигли особой виртуозности. Они высверливали каждую прядь, соединяя её
мостиками с другими, в мостиках дополнительно углубляли каналы. Свет дробился
в волосах, создавая богатую игру светотени. Однако особое внимание стали
уделять глазам: их изображали подчёркнуто большими, с тяжёлыми, как бы
припухшими веками и поднятыми вверх зрачками. Создавалось впечатление печальной
усталости, разочарованности в земной жизни и ухода в себя. Так в эпоху
Антонинов изображали всех, даже детей. |