|
Замечательны
помпейские дома — «домусы». Это были прямоугольные сооружения, которые тянулись
вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми стенами. Главным помещением
был атриум (or лат. atrium — «закопчённый», «чёрный», т. е. помещение,
почерневшее от копоти), который выполнял священную функцию. Рим при основании
имел в самом центре культовую яму — «мундус», куда все жители бросали плоды и горсть
земли со своей старой родины. Открывалась она лишь один раз в году — в день
Подземной богини гаи не открывалась совсем. Каждый дом повторял эту модель: в
атриуме часто было
отверстие в центре крыши — комплю'вий. Под
ним находился бассейн для сбора воды, родственный мундусу, — имплю'вий. В целом атриум выполнял функцию «мирового
столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. Не
случайно в атриуме стояли все
самые важные вещи: тяжелый сундук с семейными ценностями, стол типа
жертвенника и шкаф для хранения восковых масок предков и изображений добрых
духов-покровителей — ларов и пенатов. Внутри дома
были расписаны. Прекрасно сохранившиеся фрески показывают, какой была обычная
жизненная среда римлянина. Ранние дома (II — конец I в. до н. э.) расписывали в так называемом первом помпейском стиле. Стены домов были расчерчены
геометрическим орнаментом, который напоминал обкладку стен полудрагоценными
камнями. Затем этот «инкрустационный» стиль сменился «архитектурным», или вторым помпейским. Он был в моде в течение I в. до н. э. Мастера второго помпейского
стиля превращали интерьер в подобие городского пейзажа. Во всю высоту стен шли
изображения колоннад, всевозможных портиков, фасадов зданий. Настенная
роспись из Виллы Мистерий. I в. до н. э. Помпеи. *Лары, по
представлениям древних римлян, — домашние духи, которые оберегали дом, семью,
общину, город и земли. Пенаты —
божества-хранители у древних римлян. Домашние пенаты охраняли дом, семью и
были символами домашнего очага. 151 В росписях
появились и фигуры людей. В помпейской Вилле Мистерий, названной так по
изображениям одном её помещении загадочной сцепы, имеется прекрасный пример
подобной росписи. Ритуальная комната буквально насыщена «огнём»: на красных
стенах в натуральный рост представлены фигуры участников дионисийского таинства.
Архитектурные членения помогают упорядочить очень сложную сцену, ядром которой
выступает миф о возрождении бога Диониса в браке с Ариадной (они изображены на центральной стене
сидящими). На этом фоне разворачивается картина ритуального действа, в котором принимают участие вполне
реальные люди. Начало и конец композиции обрамлены фигурами женщин. Одна
стоит, обращаясь в глубь комнаты, другая задумчиво, с иронией наблюдает за
происходящим. Возможно, весь мистериальный эффект был рассчитан на хозяйку
дома — новобрачную, поскольку у обеих фигур (одна и та же женщина в двух
ипостасях) на пальце изображено обручальное кольцо. ИСКУССТВО РАННЕЙ ИМПЕРИИ Первым
правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря
Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Цезарь усыновил его незадолго до
своей гибели. Когда же Октавиана провозгласили императором ( |