|
Основы
имперского стиля начал закладывать Август. Сохранившиеся портреты
представляют его энергичным и умным политиком. Характерен высокий лоб, слегка
прикрытый чёлкой, выразительны черты лица и маленький твёрдый подбородок.
Мастера теперь отбрасывают всё внешнее, малозначимое, не следуют слепо натуре.
Древние авторы пишут, что Август был слабого здоровья и часто кутался в тёплые
одеяния, но изображали его могучим и мужественным. Известная статуя из Прима
Порта представляет его оратором, обращающимся к народу. Август облачён в
одеяние императора: богато украшенный панцирь (на котором в обрамлении богов,
небес и преисподней парфяне возвращают римлянам отнятые у них ранее знамёна),
тяжёлый, обёрнутый вокруг тела плащ, а в руке он держит императорский жезл. У
его ног на дельфине сидит крошечный Амур, сын Венеры — по преданию, прародительницы
Юлиев. Статуя величава и торжественна. Особую приподнятость ей придают черты
греческого стиля — босые ноги и непокрытая голова. Стремление
выйти за свойственные римлянам рамки прозаического восприятия жизни очевидно
и в других памятниках. При Августе был создан Алтарь Мира — памятник
воссоединения сторонников нового режима и потерпевших поражение
республиканцев. Алтарь представлял собой самостоятельное здание без крыши,
ограждавшее жертвенник. Украшавшие ограду рельефы были разделены на два яруса
фризом с меандровым орнаментом (ленточный орнамент, как правило, изломанная
под прямым углом линия). Нижний изображал застилающие всё поле стебли, листья
и завитки Древа Жизни с птичками и разной живностью на нём; верхний
представлял торжественное шествие, включавшее членов императорского дома.
Царит греческая изокефалия (головы изображённых находятся на одном уровне),
однако в группу вторгаются оживляющие ритм фигуры детей разных возрастов.
Отдельные пер- Бюст
Гая Юлия Цезаря. I в. до н. э. Национальный
археологический музей, Неаполь. *Династия
Юлиев— Клавдиев: Август ( Тиберий
(14-37 гг.); Калигула (37—41 гг.); Клавдий (41—54 гг.); Нерон (54-68 гг.). Династия
Флавиев: Веспасиан (69—79 гг.): Тит (79—81 гг.); Домициан (81—96 гг.). 152 сонажи
изображены оборачивающимися, они как бы обращаются к зрителю (что было неприемлемо
для классического греческого памятника). Кроме того, изображения наделены
индивидуальными чертами, портретны. Сам Август
говорил о себе, что он принял Рим глиняным, а оставляет каменным. О красоте
возведённых при нём зданий свидетельствует искусно выполненный карниз храма
Конкордии, который стоял на Римском Форуме. Его отличает Голова
супруги Августа Ливии Друзиллы. I в. до н. э. Император
Август. Статуя из Прима Порта. Конец I в. н. э. Ватиканский
музей, Рим. ГРОБНИЦЫ ИМПЕРАТОРСКОГО ВРЕМЕНИ В I в. до н. э. поддерживалась древняя традиция
строительства гробниц. Были выстроены такие разные и необычные сооружения, как
Пирамида Цестия, Гробница Цецилии Метеллы (над её фризом в Средневековье был
надстроен зубчатый верх) и Гробница Еврисака. На последней изображены круглые
жерла печей для выпечки хлеба: Еврисак был хлебопёком. Поверху гробница
обведена рельефом, посвящённым хлебопекарному процессу. Замысел не удивителен,
потому что хлебопечение в древности было наделено особой святостью.
Кто пёк хлеб,
тот творил |