|
В Иконоборчество
утвердилось во всей империи, за исключением отдельных монастырей, обитатели
которых продолжали хранить и писать иконы и иллюстрированные рукописи. Афинянка
Ирина, на которой женился очередной император, внук Льва III, была воспитана в любви к священным
образам. Оставшись вдовой и став правительницей государства, она вместе с
назначенным ею патриархом-иконопочитателем Тарасием в Аля
дальнейшего развития византийской живописи очень важным стало утверждение, что
через внешний облик запечатлённого на иконе можно передать духовную сущность.
Поэтому икона Христа изображала не только Его телесную природу, но единство
природы Божественной и человеческой. Перед живописцами встала задача найти
художественные средства, с помощью которых можно было бы воплотить священную
сверхреальность. Наконец в нижней и
верхней аркады центрального нефа и выглядят просто мраморными стенками,
завершающими ряды колонн. Кроме того, окна, находящиеся в основании купола,
зрительно отрезают его от нижней части храма. Залитая потоками солнечного
света гигантская полусфера, словно парящая в воздухе, заставила писателя VI в. Прокопия Кесарийского сказать: «Всякий...
сразу понимает, что не человеческим имуществом или искусством, но Божьим соизволением
завершено такое дело». Главный
собор империи не мог остаться без внутреннего украшения — сверкающих мозаик.
Но, очевидно, в основном они имели декоративный характер, а в куполе «парил»
гигантский мозаичный крест. Почему не захотел Юстиниан поместить в своём храме
евангельские сцены, шествия мучеников, наконец, портреты — свой и Феодоры?
Может быть, это объяснялось сомнением в допустимости изображать человеческое
тело? Ведь античные традиции ещё сохраняли свою силу, и икона Богоматери с
Младенцем, где тела объёмны почти до осязаемости и чувственно-красивы, в VI в. скорее напоминала бы портрет какой-нибудь
знатной красавицы. В то время иконы писались в основном восковыми
расплавленными красками в технике энкаустики (от греч. «энкайо» — «выжигаю»), создававшей блестящую, жирную,
реально осязаемую поверхность. |