|
Византийские
произведения пластики также выполнены в традициях античности. Серебряные блюда
IV—VII вв. с изображениями пляшущих легендарных
персонажей Древней Греции — Силена и Менады, Аякса и Одиссея, пастуха с козами
и собакой, резвящихся дельфинов и даже языческих богов — настолько напоминают
памятники классической древности, что дать верную датировку можно только по
византийскому клейму на серебре. Эти вещи получили в науке название византийский антик (от слова «античность»). Византийские
мастера по-прежнему продолжали создавать скульптуру, 184 ИКОНА— СВЯЩЕННЫЙ ОБРАЗ Мощный
центр сопротивления иконоборчеству сложился в Дамаске — арабском городе, где
на службе у арабского халифа (правителя) находился знатный и образованный
христианин Иоанн-Мансур, впоследствии получивший прозвище Дамаскин. Возражая
иконоборцам, он разработал теорию священного образа. По его мнению, можно изображать невидимое и
бестелесное, но в символическом или аллегорическом виде. Тем более можно и
даже нужно изображать то, что существовало в земной жизни — сцены из
Евангелия, из жизни святых, Богоматерь и Христа в том виде, какой они имели на
земле. Нельзя писать на иконах только Бога-Отца, поскольку никто из смертных
не видел его в человеческом облике. Изображения необходимы: они заменяют
книги неграмотным, напоминают о священных событиях и вызывают желание подражать
их героям, возвышают человеческий ум к духовному созерцанию, украшают храмы.
Иконам надо поклоняться, но поклонение относится не к самой иконе, её дереву
и краскам, не к искусству художника, но к «первообразу», т. е. оригиналу
иконы. При этом Иоанн Дамаскин решительно заявил, что икона — не картина, а
священный предмет. Она содержит в себе Божественную благодать, данную ей ради
изображённого на ней святого, и поэтому икона способна, не будучи идолом,
творить чудеса. Такое чудо, по житию (церковному жизнеописанию) Иоанна
Дамаскина, произошло и с ним самим. Халиф Дамаска, заподозрив Иоанна в пособничестве
Византии, приказал отсечь ему кисть правой руки. Иоанн, непрестанно молившийся
Богоматери, приложил отрубленную кисть на место, и наутро она приросла;
напоминанием о казни остался только тонкий красный шрам у запястья. В честь
этого исцеления Иоанн заказал художнику икону Богоматери, к которой в знак
благодарности прикрепил серебряное изображение исцелённой руки. Икона получила
название «Богоматерь Троеручица». теперь
ограниченную светской тематикой. Статуя Константина была установлена на одном
из константинопольских форумов; огромная статуя, перевезённая крестоносцами в
итальянский город Барлетто, вероятно, изображала Феодосия Великого. Античная
подоснова никогда не исчезала из византийского искусства, хотя в дальнейшем
она уже не встречалась в столь чистом виде. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТВА Византийские
иконописцы обнаружили, что уплощение фигур, сведение их к простым по
очертаниям силуэтам делает персонажи бестелесными, подобными ангелам. Разумеется,
тогда пришлось отказаться и от многопланового пейзажного или архитектурного
фона, который превращался в своеобразные знаки архитектурного ландшафта или
пейзажа либо же вообще уступал место чистой однотонной плоскости. Покрытие
этой плоскости золотом повлекло за собой новый и весьма уместный эффект.
Мерцающая позолота создала впечатление нематериальности, погружённости фигур
в некое мистическое пространство, напоминавшее о сиянии небес горнего мира.
Поскольку золото в христианской символике означало Божественный свет, его
присутствие в священном изображении не требовало объяснений. |