|
Разлитое по
всей живописной поверхности золотое сияние исключало какой бы то ни было другой
источник света — на иконах не изображали ни солнца, ни факелов, ни свеч.
Точнее, их могли изображать, но от них не исходило свечение, они не влияли на
освещение других предметов, представленных на иконе. Поэтому даже та минимальная
объёмность фигур, которую допускала новая живопись, не могла выявляться
светотенью. Возникла Богоматерь в
одежде византийской императрицы. Византийская
эмаль. X—XII в. 185 особая
техника последовательного наложения друг на друга высветляющихся слоёв краски,
когда самой светлой оказывалась самая выпуклая точка поверхности независимо от
места её расположения. Так, например, в лице наиболее светлыми красками
изображали кончик носа, виски, надбровные дуги, скулы. Кстати, и сами краски
стали другими: на смену навязчиво-материальной энкаустике пришла темпера. Минеральные
пигменты, растёртые на яичном желтке, ровным слоем ложились на загрунтованную
доску. Сама доска при этом словно полностью ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ КАНОН Упорядоченность
системы росписей соответствовала высокой степени регламентации церковной жизни,
достигнутой в послеиконоборческой Византии. Все догматы (установления)
и обряды Греко-Восточной Церкви полностью сформировались и были признаны
боговдохновенными и неизменяемыми. Отсвет вечности лёг и на церковное
искусство, которое придерживалось определённых схем основных композиций — иконографического канона. В основе
иконографического канона лежало представление об истинности изображаемого. Если
евангельские события были в действительности, их следовало изображать точно
так, как они и происходили. Но книги Нового завета (главный источник иконописцев)
крайне скупы на описание обстановки той или иной сцены; обычно евангелисты дают
лишь перечень действий персонажей, опуская характеристики внешности, одежды,
места действия. Поэтому наряду с каноническими текстами образовались и единообразные
канонические схемы изображения различных священных сюжетов, ставшие опорой для
иконописца. Иконография предписывала, как передавать внешность различных
святых. Например, Святого Иоанна Златоуста полагалось писать русым и короткобородым,
а Святой Василий Великий —творец литургии — представал темноволосым мужем с
длинной заострённой бородой. Благодаря этому фигуры святых были легко
узнаваемыми даже на большом расстоянии, когда не было видно сопровождающих
надписей. Канон, безусловно,
ограничивал свободу художника: он не мог построить композицию и даже выбрать
краски по своему усмотрению. Покрывало Богоматери — мафорий — полагалось
писать вишнёвым (реже лиловым или синим), а одеяние — синим; у Христа,
наоборот, синим был гиматий (плащ), а вишнёвым — хитон (рубаха). Однако жёсткие
рамки, которые предписывала иконография, заставляли мастеров
совершенствоваться внутри этих рамок: изменять оттенки цвета, детали
композиций, ритмическое решение сцен. Поэтому канонические требования вошли в
систему художественных средств византийского искусства, благодаря которым оно
достигло такой отточенности и совершенства. |