|
исчезала:
для зрителя существовал лишь ускользающе тонкий слой живописного пространства,
в котором не столько изображались, сколько являлись священные персонажи. Произошли
изменения и в отношениях этих персонажей друг с другом и со зрителем. Зрителя
сменил молящийся, который не созерцал произведение живописи, а предстоял перед
своим Небесным Заступником. Изображение было направлено на человека, стоящего
перед иконой, что повлияло на смену перспективных систем. Античная перспектива
— разновидность линейной, или прямой, когда линии сходятся как бы позади
полотна, в художественном пространстве, которое создавалось иллюзией «глубины»
изображённого. Византийские художники пользовались обратным приёмом: линии
сходились не за плоскостью иконы, а перед ней — в глазу у зрителя, в его
реальном мире. Изображение представлялось словно опрокинутым, нацеленным на
смотрящего, зритель включался в систему живописного произведения, а не
заглядывал в него, как случайный прохожий в чужое окно. Помимо
«эффекта включения» обратная перспектива способствовала и уплощению трёхмерных
предметов — они будто распластывались по поверхности расписанной стены или
иконной доски. Формы становились стилизованными, освобождёнными от всего
лишнего. Художник писал не сам предмет, а как бы идею предмета, при этом мастер
всегда жертвовал видимостью ради существа изображаемого. У пятиглавого храма,
например, все пять куполов выстраивались в одну линию, хотя в реальности две
главы оказались бы заслонёнными. Точно так же у стола обязательно должно было
быть четыре ножки, несмотря на то что при фронтальном положении задние ножки
полностью скрылись бы за передними. Изображённое на иконе открывается человеку
во всей своей полноте — таким, каким оно доступно Божественному оку. 186 ЦBETA ВИЗАНТИЙСКОЙ ИКОНОПИСИ В
отношении цвета иконописец довольствовался основной идеей: отказывался от
полутонов, цветовых переходов, отражений одного цвета в другом. Плоскости
закрашивались локально: красный плащ писался исключительно киноварью (так
называлась краска, включавшая все оттенки красного цвета), жёлтая горка —
жёлтой охрой. При этом основные цвета имели символическое значение, изложенное
в трактате VI в. «О небесной иерархии». В нём сообщалось, что «белый цвет изображает
светлость, красный — пламенность, жёлтый — златовидность, зелёный — юность и
бодрость; словом, в каждом виде символических образов ты найдёшь таинственное
изъяснение». Белый и красный цвета занимали исключительное положение по
сравнению с другими, поскольку белый означал также чистоту Христа и сияние Его
Божественной славы, а красный был знаком императорского сана, цветом
багряницы, в которую облекли Христа при поругании, и крови мучеников и Христа. Святой
Григорий. XII в. Икона. Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петербург. Свои
особенности имеет и передача времени в иконе. Святой, предстоящий молящемуся,
вообще находится вне времени, в ином мире. Но сюжеты его земной жизни,
конечно, разворачиваются и во времени, и в пространстве: в житийных иконах
показано рождение будущего святого, его крещение, обучение, иногда
путешествия, иногда страдания, чудеса, погребение и перенесение мощей... Формой
объединения временного и вечного стала житийная икона с клеймами — небольшими
картинками, образующими раму вокруг крупной фигуры святого. Однако даже
«земные» пространство и время в иконе достаточно условны: в сцене казни,
например, может быть изображён палач, который поднял меч над склонившим голову
мучеником, и рядом — отрубленная и лежащая на земле голова. Более |