|
важные
персонажи нередко оказываются крупнее остальных или несколько раз повторяются
в пределах одного изображения. Благодаря
этой системе условностей возник язык византийской живописи, хорошо понятный
всем верующим. Такие иконы уже не вызывали упрёков в язычестве и идолопоклонстве.
Годы иконоборчества не прошли даром: они способствовали напряжённым
размышлениям о сути священного образа и формах церковной живописи, а в
конечном итоге — о создании нового типа искусства. Вскоре
после восстановления иконопочитания сложилась и такая же стройная система
росписи храма. Купол отводился для изображения Христа Пантократора, или Вседержителя,
— Владыки мира. Над молящимися возносился уже не юный Христос или Скромный
Пастырь, а 187 Царь
Вселенной н окружении ангельских сил. По словам патриарха Фотия, «полный
заботы о людях, Он взирает на землю и обдумывает распорядок и образ правления».
Нетрудно заметить, что Христос здесь изображён в образе императора — мудрого
Правителя и Властелина. Христианство к тому времени прочно утвердилось как
имперская религия и продолжало победное шествие за пределы Византии. Поэтому
Христос мыслился в первую очередь Триумфатором, Главой торжествующей Церкви. В апсиде
— выступе алтарной части храма — чаще
всего находи- лось
изображение Богоматери Оранты, представленной в позе моления с воздетыми
руками. Поднятые руки воспринимались как жест покровительства и защиты, как
обращение к Богу за милостью для людей. Ниже Богоматери стояли библейские патриархи
и пророки, апостолы и мученики; их изображали также на столбах и стенах.
Большая часть стен и сводов была занята евангельскими сценами. Смысл такого грандиозного
ансамбля заключался в том, чтобы показать единство Церкви небесной, воплощённой
в образе Христа, с Церковью земной в лице Богоматери и со всеми членами цер- КАНОНЫ ВИЗАНТИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Византийская
архитектура не обладала такой степенью смысловой насыщенности, как живопись.
Однако она не могла оставаться безразличной к происходившему внутри храма
богослужебному действу. Согласно Апостольским Постановлениям, храм должен был
быть продолговатым, как корабль, обращенным на восток (в сторону Иерусалима,
где ожидалось Второе пришествие Христа) и иметь в восточной части помещение для
алтаря. В алтаре размещался престол — возвышение, на котором происходило
пресуществление Святых Даров (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь
Христовы). Считалось, что храмы лучше всего ставить на открытых и высоких
местах: слово «алтарь» происходит от латинского сочетания «alta ara» — «высокий жертвенник». Позднее с северной
стороны от алтаря стали устраивать жертвенник, также с престолом, но меньшего
размера. Там готовили хлеб и вино для таинства пресуществления (евхаристии).
Помещение с южной стороны — дьяконник — служило для хранения богослужебных
сосудов и одежд. Очевидно,
с IV столетия восточную часть храма стали отделять невысокой стенкой или
колоннадой; проёмы между колоннами и входной проём занавешивались кусками
ткани. В житии Святого Василия Великого устройство первой алтарной преграды
приписывается Василию. По словам жития, он имел от Бога особую благодать: во
время его служения Святой Дух входил в висящего над престолом золочёного
голубя, крылья которого начинали трепетать. Однажды Василий, как обычно,
совершал службу, но голубь оставался недвижим. Святой оглянулся и увидел, что
прислуживавший ему дьякон отвлёкся от богослужения и смотрит на молодую
прихожанку. С тех пор Василий повелел оградить клириков от соблазнов. |