|
Преграда
возникла, чтобы отделять священнослужителей, когда они окончательно выделились
в особую социальную группу, от мирян. Кроме того, алтарная преграда придавала
евхаристическому действу особую торжественность, окутывая происходившее покровом
тайны. Отделённая алтарная часть оказалась противопоставленной остальному
пространству церкви и приобрела символическое значение рая. Алтарная преграда в византийском храме. 188 ковной
общины через образы святых и мучеников — земных людей, удостоенных рая. Долгие
архитектурные поиски, направленные на то, чтобы найти наилучшее соответствие
функциональным и символическим требованиям, предъявляемым к православному
храму, завершились, наконец, идеальным решением. Новый тип храмового здания
стал прекрасным образцом как для Византийской империи, так и для всего
Восточнохристианского мира. Основу
этого типа, который получил распространение начиная с IX столетия, составлял подкупольный квадрат,
образованный четырьмя столбами. Со столбов на стены перекидывались арки, несущие
полуцилиндрические своды (они выглядят как половина разрезанного вдоль
цилиндра). Столбы делили здание на три продольных прохода-нефа. Центральный неф
был заметно шире боковых, его пересекал широкий поперечный неф, так что на
плане чётко выделялся крест, вписанный в общий прямоугольный план постройки. В
центре креста находился купол, поэтому вся система получила название крестово-купольной. «МАКЕДОНСКИЙ РЕНЕССАНС» (867—1057
гг.) Важнейшее
отличие константинопольского искусства от большинства провинциальных
школ заключалось в том, что, обращаясь к собственным истокам, провинции быстро
утрачивали достигнутый уровень, их художественный язык становился более
примитивным, а Константинополь, наоборот, возрождал традиции неувядающей
античности. Неоднократно столичные мастера оглядывались в прошлое, и каждый
раз за этим следовал небывалый расцвет искусства, называемый историками
очередным ренессансом. Однако в отличие от итальянского Ренессанса (см. раздел Святые
Василии Великий и Иоанн Златоуст. Мозаика. XII
в. Палатинская капелла, Палермо. Италия. Миниатюра
в византийском рукописном Евангелии. X в. Государственный Исторический
музей, Москва. 189 «Итальянское
Возрождение») основа византийского искусства оставалась средневековой, поэтому
всплески возврата к античности носят местные названия (их принято писать в
кавычках). Таким всплеском в X— XI вв. стал так называемый «македонский
ренессанс». Вряд ли в
искусстве был сведущ македонский крестьянин Василий. За необыкновенную
физическую силу и умение укрощать лошадей его приблизил к себе, а потом и
сделал своим соправителем император Михаил III. Михаилу это не принесло счастья.
Заговорщики зарезали его в собственной спальне, чтобы освободить трон для
Василия. Новому императору удалось не только укрепиться на троне, но и
основать Македонскую династию, правившую Византией в течение почти двухсот лет
(867-1056 гг.). Ещё недавно
кончилось иконоборчество, прервавшее развитие художественной традиции. В
центре империи более ста лет создавались только светские или орнаментальные
произведения. Сюжетная живопись при иконоборцах существовала, но развивалась
буквально в подполье — в пещерных монастырях Каппадокии. Она и выглядит
уродливым, хотя по-своему выразительным растением, выросшим без воздуха и
света. Неуклюжие большеголовые коренастые фигуры, крепко стоящие на коротких
ногах, представляли совсем другое искусство, чем то, к которому привыкли столичные
аристократы. |