|
После
восстановления иконопочитания именно такая живопись могла бы заполнить
образовавшуюся нишу и долгие годы проходить путь к совершенству. В действительности
одна из первых мозаик, воссозданная в Софии Константинопольской, — Богоматерь
с Младенцем Христом и двумя ангелами — исполнена непозабытой прелести
античного искусства. Патриарх Фотий писал о ней: «Так живо написаны красками
уста Её; они сжаты и умолкли, как от неизрекаемой тайны, однако пет в них и
неподвижного молчания. Видимо, искусство живописца вдохновлено было свыше: так
верно подражает оно природе». Надпись над мозаикой гласила: «Изображения,
которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили».
Вероятно, это восстановление былого великолепия было понято и как возврат к
былому стилю. В послеиконоборческий период неиссякаемый источник античности
оживил начавшее увядать древо византийской живописи. В то время
в Константинополе изготовляли копии с рукописей античной поры. Одна из них,
иллюстрирующая библейскую историю полководца Иисуса Навина, даже имеет форму
свитка, а не книги-кодекса, хотя свитки вышли из упо- Иисус
Навин и два соглядатая. Свиток Иисуса Навина. X
в. 190 требления
ещё в IV в. Сохранился в основном рисунок, а краски частично осыпались, по это
нисколько не умаляет художественных достоинств рукописи. Длинная лента пергамента
покрыта непринуждённо разбросанными фигурами и группами фигур: воины в
античных доспехах выступают в поход, сражаются, присутствуют при
жертвоприношении... Вся поверхность листа иллюзорно превращена в пространство —
среду действия персонажей: слегка намечены холмы, деревья, здания; использование
прямой перспективы с уменьшенными фигурами на заднем плане воскрешает приёмы
античной живописи. Предположительно, свиток Иисуса Навина был изготовлен в
книгописной мастерской императора Константина VII Багрянородного — страстного любителя книг. Миниатюры
Парижской Псалтири (конец IX — начало X в.), очевидно, также скопированы с александрийской
рукописи IV в. Каждая миниатюра задумана как самостоятельная картина: находится на
отдельном листе и окружена орнаментальной рамкой. На первый взгляд миниатюры
изображают античные сюжеты: Орфея, играющего на лире, философа в обществе
девушки и ребёнка... Однако в действительности на первой миниатюре изображён
царь Давид, а на второй — молящийся в одиночестве пророк Исайя. Прекрасная
девушка с покрывалом на голове и опущенным факелом, которая стоит за спиной
Исайи, — это олицетворение ночи (поэтому и лицо её, и одежды имеют голубовато-серый
цвет), а маленький ребёнок символизирует Эроса — утреннюю зарю. Пророк просто
молится в тот безлюдный утренний час, когда заря ещё не до конца прогнала с
небосвода тьму ночи. Чувственной
прелестью античности дышат и художественные формы памятника. Царь Давид в
светлом коротком одеянии, обнажающем ноги, с лирой на коленях сидит в естественной
и свободной позе, полуотвернувшись от зрителя; столь же непринуждённо
облокотилась на его |