|
Архангел
Михаил. Миниатюра. Рукопись. XI в. Национальная
библиотека, Париж. Заставка
в рукописном византийском Евангелии. XII в. Государственный
Исторический музей, Москва. 191 плечо
сидящая рядом девушка. Под одеянием — пеплосом, открывающим руки и часть груди
красавицы, ощущаются почти скульптурные формы совершенного тела; возле фигуры
надпись: «Мелодия». Миниатюрист не мог передать звуки, издаваемые лирой
псалмопевца, но таким образом дал зрителю понять, что они прекрасны. Вокруг
Давида бродят овцы, козы, здесь же сидит собака, придавая миниатюре вид натурной
зарисовки. А в глубине видны загородная патрицианская вилла и декоративная
колонна, увенчанная вазой. «Македонское
возрождение» проявилось и в прикладном искусстве. В императорских мастерских
изготовляли ларцы для драгоценностей и благовоний, украшенные пластинами
слоновой кости. Византийские прелестницы, причёсываясь и наря- Заставка
в византийской рукописной книге. XIII в. Государственный
Исторический музей, Москва. Заставка
в византийской рукописной книге. XI в. Государственный Исторический музей, Москва. Василий
II Болгаробойца.
Миниатюра. Псалтирь. XI—XII вв. 192 жаясь,
любовались мифологическими героями и даже богами, вырезанными на стенках и
крышке ларцов. Зевс в облике быка похищал Европу, Беллерофонт поил из источника
крылатого Пегаса, водили хороводы кентавры... Трудно сказать, как молодая
христианка должна была воспринимать, например, изображение триумфа Диониса,
ведь дионисийские игры и таинства давно были сурово осуждены Церковью за
кощунственность и непристойность. Но, очевидно, в сознании образованного знатного
человека греческие мифы оставались лишь культурным символом, а не живой
религией, противостоящей христианству. В
архитектуре в это время был создан один из наиболее изысканных образцов
крестово-купольного храма, получивший название храма «на четырёх колонках».
Его примером может служить северная церковь константинопольского монастыря,
построенного сановником Константином Липса ( Материальная
оболочка трансформируется, растворяется благодаря обилию света, проникающего
через широкие проёмы в стенах и окнах в куполе. Солнечные лучи играют на
степах, освещая удивительную по тонкости исполнения мраморную резьбу: пальметты
(франц. palmett; украшения в виде пальмового листа), кресты,
кружево капителей... Благодаря ей внутреннее пространство храма напоминает
драгоценный балдахин, вознесённый над молящимися, а точнее над амвоном —
небольшим возвышением в центре здания храма. Амвон, символизирующий собой горы,
с которых проповедовал Христос, находился прямо под главным куполом. Он имел
важное значение при богослужении: с него произносили проповеди, читали
Евангелие, пели псалмы. Большой амвон в Софии Константинопольской был окружён
восемью колоннами, несущими крышу — киворий; по размеру он, пожалуй, был
сопоставим со всей церковью монастыря Липса. |