|
Миниатюрность
форм монастырского храма отражает не только аристократическую любовь византийцев
к ювелирным предметам. Сама Византийская империя в этот период сжалась под
ударами воинственных соседей, из огромной державы превратившись в государство
средних размеров. Строительство больших храмов уже требовало чрезмерного
напряжения сил. Однако став рядовой по величине, Византия отнюдь не стала
заурядной: наоборот, отпадение провинций, всегда склонных к архаичным формам,
способствовало кристаллизации величайшего искусства. Конечно, в
Македонский период речь не шла о настоящем возрождении античности: духовное искусство
христианства должно было утверждать свои идеалы. Разновременные мозаики Софии
Константи- Серебряное
блюдо с Силеном и Менадой. VII в. 193 нопольской,
создававшиеся с конца IX до середины XII в., наглядно показывают процесс изживания античной чувственности. По
сравнению с мозаикой Богоматери в апсиде другая мозаика, над входом в храм,
кажется более плоскостной и грубоватой. Она изображает императора Льва VI, преклонившего колени перед восседающим на
престоле Иисусом Христом. Поскольку Лев VI правил с 886 по А портрет
его преемника Александра, помещённый на столбе северной галереи, выглядит
совсем двухмерным. Его фигура исчезла под ломкими складками лора — расшитого
драгоценными камнями плата материи, дополняющего торжественное императорское
облачение. Исследователи считают, что на мозаике изображено конкретное событие
— участие императора в ежегодной пасхальной процессии. Поэтому Александр, как
полагалось в этот день, держит в левой руке державу, а в правой — шёлковый
платок, наполненный землёй. Платок означал, что император тоже смертен и
отойдёт в прах; так было показано смирение императора перед Господом. Однако
позой и обликом Александр совсем не отличается от святых: император выглядит
отошедшим за грань земного бытия, тем более что голову его венчает нимб. Интерес
мастеров к орнаментам стал своеобразной визитной карточкой Македонской эпохи и
последующего времени Комни'нов в изобразительном искусстве. Это сильно
сказывается в мозаике южной гале- Император
Лев VI перед Христом. Мозаика. IX
в. Собор Снятой Софии в Константинополе |