|
От
античности христианство унаследовало два типа построек: центрические и
базиликальные. Центрические здания, восходящие к
античным мавзолеям (погребальным сооружениям), были небольшими и служили
крещальнями или мартириями, т. с. поминальными храмами над могилами мучеников.
В плане они представляли квадрат, круг, восьмиугольник или равноконечный
(греческий) крест. В маленьком
итальянском городе Равенна до наших дней сохранились крестообразная в плане церковь
и восьмигранный баптистерий-крещальня. Церковь, построенная в первой половине V в., получила название Мавзолея Галлы
Плацидии — дочери императора Феодосия Великого. Однако на самом деле Галла
похоронена в Риме, а её так называемый мавзолей был молельней-капеллой,
вероятно посвящённой особо чтимому в роду Феодосия мученику Лаврентию. Во
всяком случае, его изображение находится прямо напротив входа. Нижняя
часть стен капеллы облицована гладким полированным мрамором. Поверхности
купола и арок, закруглённые участки стен под арками (люнеты) покрыты мозаикой, т. е. изображениями, выполненными из кубиков
разноцветного стекла -смальты. Кубики, имеющие неправильную форму, образуют
неровную поверхность. Поэтому свет отражается от неё под разными углами,
создавая не равномерный холодный блеск, а волшебное мерцающее сияние, словно
трепещущее в полутьме храма. Недаром крупнейший исследователь византийской
живописи В. Н. Лазарев писал: «Входя в этот небольшой, скудно освещённый интерьер,
сразу ощущаешь себя перенесённым в иной, неземной мир, где всё дышит чудом и
где на всём лежит печать необычного и драгоценного». Действительно,
стены церкви кажутся выложенными драгоценными камнями — густо-синими сапфирами,
кроваво-красными рубинами, изумрудами цвета весенней травы. Мозаика
свода в Мавзолее Галлы Плацидии. V в. 178 Золотые
звёзды сверкают на тёмном фоне как настоящие светила на вечернем небе, а в
куполе осеняет молящихся золотой крест. Вьются по аркам золотые виноградные лозы
— символ Христа; они напоминают и о главном таинстве христиан —
пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, и о многочисленных
евангельских притчах, где говорилось о вине и виноградниках, и о райском саде:
именно там, на небе, отныне виделся предсказанный ещё язычником Вергилием золотой
век человечества. Сам Христос
в образе Доброго Пастыря взирает вниз со стены над входом. Овцы гуляют вокруг
Него по зелёной траве, и Он ласково прикасается к подошедшей овечке. Однако
одет Божественный Пастух в золотую одежду и восседает на пригорке, как
император на троне, твёрдо опираясь на крест. Крест здесь выглядит атрибутом
власти наподобие императорского посоха; Христос утверждает его над миром в
знак триумфального шествия христианства. Фигура Сына Божьего показана в
сильном повороте — контрапосте: ноги
Его скрещены, рука тянется к голове овцы, но голова обращена в другую сторону,
и взгляд устремлён вдаль. Живость позы, унаследованная от искусства античности,
может быть, вызывалась лишь художественными соображениями, но кажется, будто
Христос, пекущийся о своей пастве, видит другие необъятные стада «овец
Христовых», жаждущих приобщиться к его учению. Указание на проповедь Христа как
источник истины для христиан содержится в изображениях голубей, пьющих из чаши,
и оленей у озера. |