|
Первое
подробное изложение символики христианского храма применительно к смыслу
литургии (главного христианского богослужения) приписывают патриарху Герману
Константинопольскому, который пострадал за иконопочитание в *** Незадолго
до падения Византии епископ Фессалоникииский Симеон, как бы подводя итог
развитию византийского богословия, создал несколько трудов, в которых
содержалось расширенное толкование храма. «Храм, как дом Божий, изображает
собою весь мир, — писал Симеон. — Верхние части его — видимое небо, нижние —
всё то, что находится на земле... Внешние же части — самые низшие части земли
по отношению к живущим неразумно и не знающим ничего высшего». Четырёхугольный
престол означал, что учением Христовым питаются все четыре конца земли.
«Твёрдость и благолепие храма означают красоту и благолепие святых, также
красоту рая, потому что Божественный храм изображает и рай. И ещё красота
храма означает, что пришедший к нам (Христос) есть прекрасный Жених, а церковь
— прекрасная невеста Его. А в высшем смысле храм Божий — мы сами, и ради нас в
нём сии веши чувственные, которые изображают нас». Итак, храм в понимании
византийского богослова — это всеобъемлющий образ: дом Божий, мир и человек.
Поэтому именно храм, продуманный и совершенный, может служить наиболее точным
и ёмким символом культуры Византии. 177 соседнего;
пёстрая толпа постоянно снуёт вверх и вниз, разливаясь по центральной улице —
Месе, где некогда самые богатые купцы предлагали константинопольской знати
тончайшие шелка, сверкающие драгоценности, дорогие благовония Востока. Площади-форумы,
украшенные статуями и колоннами, нанизывались на Месу, как медальоны на
золотую цепочку. Константин
не стал провозглашать христианство единственной государственной религией, но
явно отдавал ему предпочтение перед другими верованиями и даже принял крещение
на смертном одре. Теперь христиане могли иметь свои храмы и открыто вести в них
богослужение. Однако христианские зодчие ещё не умели возводить храмы своей
религии, а постройки, посвящённые античным богам, плохо подходили для нового
культа. Античный храм был вместилищем статуи божества, а не местом для моления.
Торжественные процессии обходили его снаружи, архитектура выполняла роль скульптуры.
У христиан же само слово «церковь» («экклесия») означало не здание, а собрание
верующих. Храм должен был служить помещением для такого собрания. |